Океанические грузоперевозки оказались состоявшимся экспериментом по геоинжинирингу

Направления океанических грузоперевозок.

Японские ученые обнаружили, что сажа, выбрасываемая кораблями, приводит к массовому насыщению океанических вод железом в объемах, превышающих все ранее предложенные и впоследствии запрещенные эксперименты по геоинжинирингу. Исследование опубликовано в журнале Global Biogeochemical Cycles, а ее краткое содержание пересказывает NewScientist.

Ученые установили, что до 80 процентов железа, содержащегося в выбрасываемой кораблями саже, растворяется в океанической воде и доступно для фиксации микроорганизмами. Ранее считалось, что около 98-99 процентов этого железа опускается на дно и не влияет на экосистему на поверхности океана.

По расчетам исследователей, океанический транспорт приводит к выбрасыванию в океан до 1000 тонн растворимого железа в год. Это во много раз больше, чем предполагалось использовать в геоинженерных экспериментах до того, как они были запрещены в 2008 году. Приблизительная площадь территории, удобряемой железом из сажи, составляет около 6 миллионов квадратных километров. Это преимущественно районы севера Атлантики и Тихого океана.

Целью ранее проводившихся экспериментов по геоинжинирингу было исследование возможности удаления лишнего углекислого газа из атмосферы при помощи водорослей. Железо необходимо водорослям для роста, но в океанической воде его обычно недостаточно. В 2004 году ученые провели эксперимент, в ходе которого выбросили в одном из районов вблизи Антарктиды 14 тонн сульфата железа. Это привело к резкому росту биомассы, большая часть из которой, как показали последующие исследования, вошла в состав отложений и была временно исключена из круговорота в биосфере.

Наука и техника00:01 2 декабря

Точка невозврата

Ученый создал детей-мутантов втайне от всех. На него ополчился весь мир