NASA объяснило внезапность появления челябинского болида

Метеорит можно было обнаружить только за 2 часа до падения, когда его блеск увеличился (показатель magnitude упал) настолько, что он стал заметен для самых чувствительных телескопов (место входа кривой в зеленую зону).

Американское космическое агентство объяснило неожиданность появления челябинского болида его малым размером и темным цветом. График, иллюстрирующий вероятность прогнозирования появления таких объектов, опубликован в блоге NASA.

NASA указывает, что возможность обнаружения космических объектов зависит от их блеска и от чувствительности существующих телескопов. Блеск, то есть наблюдаемая яркость объекта (звездная величина, magnitude) определяется его размером, цветом и расстоянием до Земли.

По предварительным данным, челябинский болид был по своему составу типичным хондритом, то есть имел довольно темную окраску. Учитывая эти данные, а также оценки размера объекта, NASA составило график зависимости блеска объекта от его расстояния до Земли. На графике можно видеть, за какое время до входа в атмосферу можно было рассмотреть челябинский болид при заданной чувствительности телескопа.

По данным NASA, при максимально благоприятной ситуации для наблюдения самый чувствительный телескоп для обнаружения астероидов рассмотрел бы появление болида за два часа до падения. Для этого он должен был наблюдать именно за тем участком неба, где появился метеорит. Кроме того, эти расчеты относятся к ночному небу, так как днем использовать подобные телескопы нельзя (челябинский метеорит появился утром).

Как видно из графика, при использовании восьмиметрового телескопа с чувствительностью в 27 звездных величин, появление болида можно было предсказать за 10 часов до падения. Использование еще более чувствительного космического телескопа «Хаббл» (31,5 звездной величины) дало бы еще несколько часов.

Ранее представители РАН выступали с инициативой создания системы предупреждения об астероидах, основанной на телескопах с диаметром зеркала в 40 сантиметров и два метра. Ее стоимость оценили в 60 миллиардов рублей. Позднее вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, подверг критике эту идею.

Космический болид в небе над Челябинском появился 15 февраля. По данным NASA, его диаметр составлял около 17 метров, а энергия взрыва достигала 300-500 килотонн в тротиловом эквиваленте. Специалисты из Института астрономии РАН оценили энергию взрыва скромнее, в 100 — 200 килотонн. В результате взрыва болида во многих домах были выбиты стекла, за медицинской помощью обратилось более тысячи человек.

00:06 14 августа 2016

Нечто

Что скрывается на секретной подледной базе США
Владимир Путин и Дмитрий Медведев завтракают в резиденции «Бочаров ручей»Политическая кухня
Еда, посуда и повара кремлевского двора
Где золото моют
Репортаж «Ленты.ру» с золотого прииска в Якутии
«"Реальные пацаны" — у нас таких нет»
Первый рэпер Якутии о шаманах, фольклоре и особенностях национального характера
Сергей Миронов, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский (слева направо)«Может, сразу ему в рожу дам»
Чем угрожают друг другу кандидаты в депутаты
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая