Окружной суд Нью-Йорка отказался считать американские компании соответчиками по иску экс-премьера Украины Юлии Тимошенко против украинской газовой компании RosUkrEnergo (RUE). Об этом пишет «Коммерсантъ-Украина». По данным издания, которое располагает текстом судебного постановления, претензии Тимошенко к нескольким фирмам исключены из иска.
В иске, который бывшая глава правительства Украины направила в нью-йоркский суд (это произошло в апреле 2011 года, незадолго до ее ареста), утверждалось, что компания-ответчик (RUE) инвестировала «значительные суммы, полученные от транзакций газа» в США и Европе. Инвестирование якобы осуществлялось через «лабиринт подставных фирм». В качестве таковых были упомянуты CMZ Ventures, Dynamic Group, Barbara Ann Holdings (BAH) и Vulcan Properties.
В одной из этих компаний, комментируя решение суда, высказали мнение, что иск Тимошенко был плохо подготовлен. «Аргументы Тимошенко и ее юристов были настолько слабы и поверхностны, что по большому счету суд не должен был принимать это дело к рассмотрению, — считает представитель компании. — По сути, решение суда означает, что иск был всего лишь ходом отчаяния, предпринятым с целью нагнетания давления на Украину со стороны международной общественности».
Юрист Андрей Астапов, мнение которого приводит издание, не исключает, что основной ответчик (RUE) теперь может добиться закрытия судебного дела на основании того, что оно уже не подпадает под американскую юрисдикцию.
Иск Тимошенко касается конфликта 2009-2010 годов. В 2009 году, когда Тимошенко возглавляла правительство, украинская сторона подписала новое газовое соглашение с Россией. RosUrkEnergo, до этого выступавшая посредником при поставках российского газа, лишилась этого статуса. Вдобавок «Нафтогаз», по распоряжению Тимошенко, забрал из хранилищ 11 миллиардов кубометров газа, принадлежавшего RUE.
RUE подала иск в Стокгольмский арбитражный суд. В июне 2010 года (уже после смены власти на Украине и отставки Тимошенко) суд принял решение в пользу компании и обязал «Нафтогаз» вернуть ей упомянутые 11 миллиардов кубометров газа плюс 1,1 миллиарда кубометров в качестве неустойки.
Тимошенко позднее утверждала, что новое руководство Украины сознательно отказалось отстаивать позицию о правомочности изъятия газа и действовало в интересах совладельца RUE Дмитрия Фирташа (источник в окружении министра топлива и энергетики позднее подтвердил, что украинская сторона решила признать незаконность изъятия газа и пойти на мировое соглашение). В соответствии с иском, который был направлен в нью-йоркский суд, она, как сообщалось, требовала признать факт сговора между «Нафтогазом» и RUE (что «Нафтогаз» при разбирательстве в Стокгольме якобы «подыгрывал» компании-истцу) и обеспечить возвращение «Нафтогазу» 12,1 миллиарда кубометров газа.
Украинский политолог Дмитрий Фесенко, комментируя в 2011 году подачу иска, высказал мнение, что Тимошенко использует его как повод для того, чтобы «показать себя в Украине и в мире борцом за возвращение газа от олигарха Дмитрия Фирташа украинскому народу».