Поправки в законодательство, согласно которым планируется ввести утилизационный сбор для российских автопроизводителей, внесли в Госдуму. Документ доступен на сайте автоматизированной системы обеспечения законодательства.
Законопроект признает утратившими силу нормы, согласно которым сборы не распространяются на автомобили, ввезенные из стран Таможенного союза, а также помещенные под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области. Кроме того, в документе предлагается отменить нормы, освобождающие от уплаты сбора автопроизводителей, принявших на себя обязательства по безопасной утилизации выпускаемых ими машин.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что его разработка обусловлена необходимостью изменить российское законодательство в соответствии с нормами ВТО.
Утилизационный сбор в России ввели в сентябре 2012 года. Власти объясняли, что полученные в результате средства пойдут на технологии по экологически безопасной переработке отходов автопрома. На самом деле, как отмечали деловые СМИ, сбор призван частично компенсировать отечественным автопроизводителям отмену импортных пошлин в связи с вступлением России в ВТО.
Российским автопроизводителям разрешили не платить сбор в обмен на обязательства по самостоятельной утилизации своих машин. Обязательства по безопасной утилизации взяли на себя ГАЗ, «АвтоВАЗ», «КамАЗ» и Sollers (владеет УАЗом).
Введение утилизационного сбора вызвало резкую критику со стороны зарубежных производителей. В частности, еврочиновники поднимали этот вопрос едва ли не на каждых торговых переговорах с Москвой. Министр экономического развития Андрей Белоусов заявлял в середине марта, что сборы для российских и зарубежных автомобилей уравняют к лету этого года.