Обнаружена экзопланета с восьмичасовым астрономическим годом

Экзопланета Kepler 78b в представлении художника

Астрономы Массачусетского технологического института обнаружили при помощи телескопа «Кеплер» экзопланету, которая делает полный оборот вокруг своей звезды за 8,5 часа. Описание одной из самых «быстрых» известных планет земной массы опубликовано в журнале The Astrophysical Journal, кратко о работе астрономов можно прочитать на сайте института.

Планета, получившая название Kepler 78b, расположена в 700 световых годах от Земли. Она двигается по орбите в 40 раз меньшей, чем орбита Меркурия — радиус этой орбиты всего в три раза превышает радиус самой звезды. Экзопланета постоянно направлена к звезде одной из своих сторон, температура которой, по расчетам физиков, составляет около трех тысяч градусов Цельсия. Судя по всему, эта поверхность постоянно покрыта неостывающей лавой.

Для поиска Kepler 78b ученые внесли изменения в процедуру обнаружения характерных падений яркости, которые обычно говорят о транзите планеты на фоне звезды. Созданный авторами алгоритм был специальным образом направлен на поиск именно быстро вращающихся планет земной массы. Алгоритм позволил ученым поймать не только сигнал, говорящий о наличии экзопланеты, но и увидеть в данных пик света самой звезды. Этот пик, по словам ученых, может быть следствием как отражения света звезды, так и активного излучения с раскаленной поверхности Kepler 78b.

Для поиска планет телескоп «Кеплер» использует так называемый транзитный метод. Он подразумевает поиск периодических падений в яркости звезды, которые возникают из-за прохода планеты по диску звезды. Во время работы «Кеплер» постоянно наблюдал за свечением приблизительно 150 тысяч звезд в узком окошке звездного неба близ созвездия Лиры. В мае стало известно, что у телескопа отказал второй гироскоп, в результате чего прибор перестал получать новые данные. Однако, за время работы «Кеплера» было собрано достаточно много информации о светимости, поэтому астрономы продолжают поиск новых экзопланет в архивных данных.

Знаток «Что? Где? Когда?» Андрей КозловБольно умные