Найдена первая «кривая» планетарная система

Астрономы впервые обнаружили планетарную систему, в которой планеты движутся по сильно наклоненным к экваториальной плоскости звезды орбитам. Статья ученых появилась в журнале Science, а ее краткое изложение приводит Nature News.

Объектом исследования выступала звездная система Кеплер-56, открытая телескопом «Кеплер». Для определения направления вращения звезды ученые проанализировали спектральные особенности излучения светила. В результате было установлено, что планеты в системе Кеплер-56 вращаются вокруг звезды в плоскости, наклоненной на 45 градусов к плоскости экватора звезды. Для примера, аналогичный наклон для орбиты Земли составляет 7,2 градуса.

Ученым и ранее удавалось обнаружить планеты, орбиты которой довольно сильно наклонены к плоскости экватора звезды. Например, в августе 2009 года была обнаружена планета WASP-17b, угол наклона орбиты для которой составляет 150 градусов (угол отсчитывается от направления в экваториальной плоскости, задаваемого направлением движения звезды). Однако, это первый раз, когда удалось обнаружить целую «кривую» систему.

Исследователи говорят, что открытие заставит уточнить существующие модели формирования звездных систем.

Кеплер-56 располагается на расстоянии порядка 1,6-2,6 тысячи световых лет от Земли близ созвездия Лиры (именно за этим регионом неба наблюдал телескоп). Система состоит из звезды массой 1,3 солнечной и пары планет, получивших обозначение Кеплер-56b и Кеплер-56с. Обе планеты были открыты транзитным методом в 2012 году.

Первая планета, массой примерно 16 земных, обращается вокруг звезды с периодом 10,5 дня. Вторая планета больше - ее масса 70 земных и она обращается вокруг звезды с периодом в 21 день. Радиусы орбит много меньше радиуса орбиты Меркурия вокруг Солнца.