Гражданин Румынии Раду Догару, обвиняемый в краже семи картин из голландского музея Kunsthal, заявил, что похищенные полотна могли быть подделками, а он сам стал жертвой аферы, направленной на получение страховых выплат. Об этом сообщает Bloomberg. Также адвокат обвиняемого Каталин Данку рассказал журналистам, что его подзащитный собирается выступить в суде против руководства голландского музея с обвинениями в халатности. По его словам, музей допустил кражу, потому что вовремя не принял все необходимые меры безопасности.
«Какой серьезный человек стал бы таким образом выставлять картины с рыночной стоимостью в миллион евро? Ответ таков: либо мы имеем дело с безответственностью, и в таком случае руководство музея должно за это заплатить, либо картины были идеальными подделками, и все было проделано, чтобы обмануть страховую компанию», — рассказал журналистам Данку. По его словам, страховая компания Aon выплатила фонду Triton Foundation, в собственности которого находились украденные полотна, 17 миллионов евро.
Также Догару сообщил, что, помимо пятерых сообщников, о которых суду уже известно, ему помогал человек, который работает в музее Kunsthal. Обвиняемый отказался назвать его имя. По словам адвоката, благодаря помощи неназванного сотрудника музея, одна дверь в музей оставалась открытой, и Догару с сообщниками смогли совершить ограбление максимально быстро (согласно видеозаписи, сделанной камерами наблюдения, кража заняла около трех минут).
Раду Догару несколько раз давал противоречивые показания по поводу украденных картин. В июле 2013 года было объявлено, что мать обвиняемого Ольга Догару, у которой хранились полотна, сожгла их у себя в печи, чтобы против ее сына не осталось улик. Позднее она изменила свои показания, но к тому моменту эксперты уже доказали, что три из семи работ действительно были сожжены. В августе Догару предложил сделку суду, заявив, что пять из семи полотен точно целы и он готов их вернуть, если его согласятся судить не в Румынии, а в Голландии.
Ограбление музея Kunsthal в Роттердаме зарубежные СМИ назвали одним из самых громких и хорошо спланированных за последние годы. Преступники проникли в музей в ночь на 16 октября. В результате были похищены семь картин: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо (1971), две работы Клода Моне — «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» (1901), «Читающая девушка в белом и желтом» Анри Матисса (1919), «Женщина перед открытым окном» Поля Гогена (1898), «Автопортрет» Мейера де Хаана (1890) и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (2002).