Астрофизики разобрались с сильнейшим гамма-всплеском

Вспышка на проекции небесной сферы, гамма-диапазон

Астрономы NASA сообщили о результатах наблюдения самого сильного в истории гамма-всплеска, вспышка от которого достигла Земли 27 апреля 2013 года. Событие, получившее обозначение GRB 130427A, удалось зафиксировать тремя разными спутниками. Подробности приводит официальный сайт аэрокосмического агентства со ссылкой на опубликованные в The Astrophysical Journal Letters.

Вспышку удалось заметить при помощи специально сконструированного для обнаружения гамма-всплесков детектора GBM (Gamma burst monitor) на борту спутниковой обсерватории «Ферми» и аналогичного устройства на рентгеновской обсерватории «Свифт». Первые гамма-кванты от GRB 130427A были зарегистрированы в 07:47 по Гринвичу (11:47 московского времени) 27 апреля и уже через три секунды стало ясно, что речь идет об одном из сильнейших гамма-всплесков в истории наблюдений.

Полученные данные астрофизики использовали для наведения на область гамма-всплеска нового рентгеновского телескопа NuSTAR, а также для исследования GRB 130427A при помощи наземных радиотелескопов. При помощи NuSTAR, который способен регистрировать кванты с большей, чем его предшественники, энергией впервые удалось получить данные о послесвечении гамма-всплеска в жестком рентгеновском диапазоне.

В видимом диапазоне GRB 130427A достигла седьмой звездной величины, что позволяло увидеть ее даже в бинокль: по словам астрономов, это вторая по яркости вспышка. Видимый свет, радиоизлучение, гамма- и рентгеновские кванты наблюдались еще на протяжении суток. Отдельно ученые подчеркнули то, что среди этих частиц были гамма-кванты очень большой энергией — например, «Ферми» зарегистрировал фотоны с энергией до 95 гигаэлектронвольт.

Наличие частиц с очень большими энергиями в послесвечении GRB 130427A указало на несовершенство имеющихся у ученых моделей. По словам Роба Приса, руководителя работ с детектором гамма-всплесков на борту «Ферми», представления о послесвечении в результате столкновения сгустков частиц внутри выброшенного при всплеске джета «удручающе неадекватно». Исследователи отмечают, что во время столкновения джета с межзвездной средой может, судя по новым данным, возникать намного более жесткое излучение, чем было принято думать.

Гамма-всплески были открыты в конце 1960-годов в результате развертывания программы наблюдения за испытаниями ядерного оружия. Вскоре после запуска специальных спутников Vela удалось зафиксировать ряд событий, которые можно было бы интерпретировать как нарушения запрета на ядерные испытания, если бы не место, откуда пришло излучение: предполагаемый нарушитель договора оказался в созвездии Большой Медведицы.

«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе