Подозреваемыми по новому уголовному делу компании «ЮКОС» проходят бывшие топ-менеджеры этой компании, живущие за пределами России. Об этом агентство «Интерфакс» сообщает со ссылкой на собственные источники. В частности, в числе подозреваемых — бывший финансовый директор «ЮКОСа» Брюс Мизамор и бывший президент компании Стивен Тиди.
Ранее стало известно, что новое дело «ЮКОСа», которое также называют «третьим делом Ходорковского», касается якобы совершенного в 2005 отмывания похищенных средств в размере более десяти миллиардов долларов. Процессуальный статус бывшего главы нефтяной компании Михаила Ходорковского не определен, его адвокаты заявили агентству РАПСИ, что информацией о «третьем деле» не располагают.
Источник «Интерфакса» пояснил, что «новое» дело «ЮКОСа» — это дело, которое еще в 2006 году выделили в отдельное производство из основного дела «ЮКОСа», возбужденного в 2003 году. Дело в отношении Мизамора, Тиди и их коллег возбуждено по статьям 174.1 (Отмывание денежных средств) и 160 (Присвоение или растрата) Уголовного кодекса. Срок давности преступлений, о которых идет речь в этом деле, составляет десять лет и, соответственно, истекает в 2015 году.
Следствие заявляло, что Тиди в 2005 году создал в Нидерландах фонд, в руководство которого он сам вошел вместе с Мизамором и еще двумя бывшими топ-менеджерами «ЮКОСа» — Дэвидом Годфри и Тимом Осборном. Затем этому фонду были безвозмездно переданы активы дочерней структуры «ЮКОСа» на сумму свыше десяти миллиардов долларов.
Как теперь выясняется, следователи пришли к выводу, что часть полученных в результате противоправных действий доходов была использована для финансирования изменений российского законодательства, направленных на его либерализацию. Ранее неофициально сообщалось, что именно финансирование соответствующей работы экспертов может стать главным эпизодом в «третьем деле Ходорковского».
О том, что в отношении Ходорковского, который ранее был осужден за ряд преступлений, включая отмывание доходов, и отбывает наказание в колонии, расследуется несколько новых уголовных дел, 6 декабря заявил заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев. Никаких подробностей об этих делах он не сообщил.
О том, что против Ходорковского могут выдвинуть и новые обвинения, сообщалось и прежде, и «материнское» дело «ЮКОСа», возбужденное в 2003 году закрыто не было. Именно из него были выделены в отдельное производство два дела, по которым осудили Ходорковского и бывшего руководителя «МЕНАТЕПА» Платона Лебедева.
Об основном деле «ЮКОСа» вновь заговорили летом 2013 года в связи с обысками и допросами экономистов и правоведов. Как выяснилось, их заподозрили в подготовке необъективной экспертизы второго приговора Ходорковскому и Лебедеву. При этом следствие полагало, что экспертизу в 2005 году подконтрольные бывшим руководителям «ЮКОСа» компании оплатили средствами, полученными от продажи похищенной нефти.
В числе экспертов, у которых проводились обыски, были сотрудник Центра правовых и экономических исследований при Высшей школе экономики Михаил Субботин и бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Гуриев, опасаясь преследования, покинул страну, а Субботин назвал подозрения в адрес его самого и его коллег абсурдными: по словам исследователя, либерализация наказаний за экономические преступления была проведена властями, а эксперты повлиять на этот процесс не могли.