Микробы научились спасаться от антибиотиков в «спячке»

Энтерогеморрагические кишечные палочки

Израильские ученые выяснили, что бактерии спасаются от антибиотиков, просто впадая в «спячку» — точнее, подстраивая продолжительность своего гипобиоза под время действия лекарственного препарата. О своих экспериментах исследователи рассказали журналу Nature.

В последнее время врачи и ученые бьют тревогу по поводу устойчивости все большего количества болезнетворных бактерий к антибиотикам. Если этот процесс не остановить, то в ближайшие десятилетия основное оружие современной медицины станет бесполезным. Сотрудники Еврейского университета в Иерусалиме сообщают еще одну неутешительную новость: наряду с резистентностью (способностью выживать при наличии антибиотика) у бактерий есть еще одна стратегия — толерантность: они просто переживают даже высокую концентрацию лекарственных препаратов, впадая в «спячку».

В состоянии гипобиоза (покоя) микробы перестают расти, процессы жизнедеятельности в них максимально замедляются — и антибиотики не могут в них проникнуть. Более того, оказалось, что бактерии способны менять продолжительность гипобиоза, чтобы тот совпал со временем действия лекарственного препарата.

Установить это исследователям удалось с помощью эксперимента. Ученые ввели колонии кишечных палочек (E. coli) большую дозу ампицилина, который убил 99,9 процента микробов. Подождав, пока выжившие особи размножатся, им ввели новую смертельную дозу. После нескольких таких циклов исследователи заметили, что выжившие микробы спаслись благодаря гипобиозу. Уже через десять циклов бактерии научились менять длительность гипобиоза, приводя его в соответствие с временем действия дозы лекарства (его поднимали с трех до восьми часов). В итоге уровень выживаемости микробов поднялся в сто раз.

Секвенирование генома новых штаммов E. coli помогло выявить три гена, отвечающих за сроки гипобиоза, однако конкретный биологический механизм спасительного «таймера» для ученых остался неясен.

Цель — premium
«Дочка» Hyundai — Genesis — презентовала новую модель
Мясо по-бразильски
Чем для российского рынка обернется скандал с некачественной южноамериканской говядиной
Диалектика «Платона»
Как система взимания платы становится инструментом борьбы с поборами на дорогах
Luxury watches are seen at a shop window in Geneva August 2, 2011. REUTERS/Denis Balibouse (SWITZERLAND - Tags: SOCIETY BUSINESS)«Если русский — значит, соришь деньгами»
Рассказ финансиста из Самары, перебравшегося в Женеву
Идеал со сроком годности
От Монро до Кардашьян: как менялись пропорции женской фигуры каждые 10 лет
Спортзал для двоих
Лондонская пара прославилась в сети как самая тренированная в мире
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги