Астрономы исследовали распыляющуюся галактику

NGC 4258 и ее аномальные галактические рукава

Ученые из США изучили природу и влияние ударных волн от сверхмассивной черной дыры в центре галактики NGC 4258. Свое исследование авторы опубликовали в The Astrophysical Journal Letters, а кратко с ним можно ознакомиться на сайте NASA.

Ученые обнаружили, что сверхмассивная черная дыра в NGC 4258 производит выброс мощных струй, содержащих частицы высоких энергий, которые ударяются о диск галактики и таким образом производят ударные волны. Эти волны, как считают астрономы, нагревают до температур в тысячи градусов Цельсия галактический газ, состоящий в основном из молекул водорода.

Рентгеновские снимки, исследованные учеными, показывают наличие большого числа крупных скоплений горячего газа в областях выше и ниже плоскости галактического диска. По мнению ученых, эти скопления газа первоначально появились в галактическом диске, и только потом ударными волнами были выброшены за его пределы.

Астрономы подсчитали, что в течение примерно 300 миллионов лет основная часть газа будет выброшена из диска галактики NGC 4258, что значительно замедлит процесс звездообразования в ней. Уже сейчас, по оценке ученых, звездообразование в центральных районах NGC 4258 идет примерно в десять раз медленнее, чем в Млечном Пути.

Галактика NGC 4258 (Messier 106) находится в созвездии Гончие псы на расстоянии примерно 23 миллионов световых лет от Млечного пути. Messier 106 так же, как и Галактика, относится к группе спиральных. Однако у нее имеются два дополнительных рукава, которые расположены под углом к плоскости галактики и светятся в рентгеновском, оптическом и радиодиапазонах.

В своем исследовании для исследования интенсивности процессов звездообразования ученые использовали космический аппарат «Гершель» Европейского космического агентства, который оценил массу газа в галактике NGC 4258, которая может использоваться для образования звезд. Ударные волны и аномальные рукава галактики ученые изучали в различных диапазонах электромагнитного спектра при помощи телескопов НАСА, с помощью которых ученым удалось сделать совокупное изображение галактики.

Сверхмассивная черная дыра, расположенная в центре галактики NGC 4258, примерно в десять раз больше, чем аналогичный объект в центре Млечного Пути, и потребляет значительно больше вещества, одновременно замедляя процессы звездообразования и распыляя вещество в виде аномальных рукавов. Исследование астрономов позволяет установить, каким образом природа черной дыры может влиять на звездообразование и эволюцию галактик в целом.

«Его вряд ли воспитывала бабка»