Среди предков европейцев оказались древние сибиряки

Современные европейцы возникли не только из двух древних групп — охотников-собирателей, живших на континенте много тысячелетий, и земледельцев, мигрировавших с территории Ближнего Востока примерно 8500 лет назад. Существовала еще и третья группа предков: это древние обитатели северной Евразии, утверждают немецкие и американские исследователи, авторы статьи в журнале Nature. Эти «сибиряки» оставили свою ДНК не только современным европейцам, но и предкам индейцев, попавшим на территорию Америки 15 тысяч лет назад.

Ученые собрали и секвенировали ДНК восьми центрально-европейских охотников-собирателей, живших до прихода ближневосточных народов (8 тысяч лет назад), и одного земледельца (умер около 7 тысяч лет назад), и сравнили их с геномами 2300 современных людей.

Почти у всех европейцев нашлось ДНК всех трех групп. У жителей Северной Европы больше «материала» от охотников-собирателей (у литовцев — до 50 процентов), у южан — больше от ближневосточных земледельцев (особенно у мальтийцев и евреев-ашкеназов). «Сибирский» компонент у всех обследованных является самым маленьким (не более 20 процентов ДНК), однако его нашли у представителей почти всех евразийских народов, даже у кавказцев и обитателей Ближнего Востока.

Когда исследование только начиналось, древние обитатели северной Евразии были «призрачной популяции»: на их существование указывали некоторые генетические признаки, но не конкретные фрагменты древней ДНК. Однако в 2013 году другой коллектив собрал ДНК с двух скелетов, обнаруженных в Сибири (их датировали 22-м и 15-м тысячелетиями до нашей эры), и нашел в ней общие черты с генами европейцев и американцев. Так «призрак» был обнаружен.

Примечательно, что древние «сибиряки» появились в Европе уже после распространения земледелия, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Считается, что тогда континент уже был достаточно плотно заселен, и новые группы вряд ли могли там утвердиться. Однако новые генетические данные четко указывают на факт прибытия пришельцев с северо-востока.

Брить или не брить