Механические наносенсоры помогут обнаружить внеземную жизнь

Швейцарские ученые разработали датчик, который, отслеживая наноразмерные вибрации, способен определять их принадлежность живым существам. Такие сенсоры найдут применение на марсоходах и других аппаратах, ищущих признаки жизни на далеких планетах. Результаты своих исследований авторы опубликовали в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как ожидается, датчики помогут найти жизнь в экстремальных условиях. Движение является одним из основных признаков жизни — это свойство и использовали ученые в разработанном устройстве. По словам исследователей, даже слабая метаболическая активность (обмен веществ) у небольших микроорганизмов заставляет их вибрировать. Эти вибрации (а не характер химических процессов, лежащих в основе метаболизма) и призван обнаружить новый датчик.

Свой сенсор ученые протестировали на ряде организмов, в частности дрожжах, бактериях и раковых клетках. Устройство успешно определяло вибрации у таких систем.

В основе работы датчика лежит идея атомно-силового микроскопа, который, в частности, используется для получения изображений атомной структуры на поверхности какого-либо материала. В устройстве на специальную консоль помещаются клетки (или то, что считается живыми организмами). Их движение отклоняет лазерный луч, что и воспринимается как сигнал от живого существа.

00:06 14 августа 2016