Участие в грабительских набегах в долгосрочной перспективе способствует репродуктивному успеху мужчин — у постаревших удалых молодцов в итоге оказывается больше жен и детей. К таким выводам пришли американские антропологи, авторы статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ученые давно спорят о причинах личного участия в военных конфликтах. Чтобы понять, оправдано ли участие в примитивных формах боевых действий (набеги на соседние племена) с точки зрения биологического будущего, антропологам не хватало объективных данных. Эту лакуну закрывает последнее исследование, проведенное среди скотоводов ньянгатом, обитающих на границе Эфиопии и Южного Судана. Ньянгатом — один из немногочисленных народов Земли, где военные конфликты все еще свободны от воздействия государства, религии и коммерческих интересов.
Это племя ведет вялотекущие войны с соседними народностями туркана, дассанеч и сури. С 1980-х годов они активно используют автоматическое оружие. Боевые действия выражаются в двух формах: набеги с целью угона скота, с участием небольших групп молодежи, пробирающихся в соседние деревни под покровом ночи, или же всех мужчин племени, отбивающих стада в открытом бою.
Как выяснили антропологи, участие в набегах не помогает молодым ньянгатом совершить удачный брак (это племя отличается полигамией, а за жен мужчины платят выкуп — некоторое количество голов скота). Дело в том, что по обычаям ньянгатом угнанный скот получают не сами участники набегов, а их старшие родственники.
Тем не менее у пожилых скотоводов, активно участвовавших в набегах в юности, действительно оказалось существенно больше жен и детей. И причина не в славе и высоком социальном статусе (женитьба у ньянгатом зависит только от размера выкупа, а возможности для внебрачных сексуальных связей крайне ограничены). Воины, передавая награбленный скот своим родственникам, увеличивали свои права на животных: при смерти стариков они наследовали больше скота, чем их «мирные» сородичи. Кроме того, отцы и деды участников набегов брали себе больше жен, у которых рождалось больше детей — и в том числе дочерей, за которых им давали выкуп, что еще больше увеличивало общий фонд семьи.