Хотите видеть только хорошие новости?

На Солнце нашли времена года

Американские ученые обнаружили ранее неизвестный двухлетний цикл солнечной активности (наряду с одиннадцатилетним). Связан он с выходом мощных магнитных полей из глубины на поверхность светила. При наложении двух циклов друг на друга возникают наиболее опасные для Земли солнечные возмущения. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications.

Двухлетние циклические явления вызываются выходом кольцеобразных «зон» магнитных полей на поверхность Солнца сквозь тахоклин — тонкую границу между конвективной и радиационной зоной. «Подобно высотным струйным течениям в атмосфере Земли, волны и колебания которого недавно повлияли на погоду в различных регионах планеты, на Солнце тоже есть полосы с медленными волнами, способными двигаться и деформироваться. Из-за них магнитные поля переходят из одной зоны в другую. Иногда они вытягиваются от тахоклина к поверхности», — рассказывает соавтор статьи Роберт Леамон (Robert Leamon). В результате на Солнце возникают зоны турбулентности, порождающие солнечные вспышки и корональные выбросы массы.

Ученые выяснили, что зоны интенсивной активности возникают независимым образом на северном и южном полушарии Солнца, причем активность нарастает 11 месяцев, а в следующие 11 месяцев снижается. Больше всего это явления напоминает регионы Земли, где одно время года сменяет другое (сезон дождей и сухой сезон).

Всплески магнитного «топлива» из глубин Солнца приводят к катастрофической дестабилизации короны — внешнего слоя атмосферы светила. «Эти выбросы отвечают за 95 процентов мощных бурь и корональных выбросов массы», — утверждает ведущий автор статьи Скотт Макинтош (Scott McIntosh).

Открытие американских ученых позволило объяснить отмеченное еще в 1940-х годах наблюдение астронома Мстислава Гневышева о двух пиках солнечной активности во время одиннадцатилетнего цикла. Второй пик, по всей видимости, вызывают именно сезонные возмущения на полушариях звезды.

Исследователи надеются, что их открытие улучшит качество прогнозов геомагнитных бурь на Земле (которые приводят к нарушениям связи, систем навигации космических кораблей и даже авариям в энергетических системах). По мнению Макинтоша, обеспечить такие прогнозы могла бы группировка спутников на околосолнечной орбите — подобная сети метеорологических спутников, которые начиная с 1960-х годов помогла сделать прогнозы погоды более совершенными.

От 200 и выше
Может ли рост цен на водку снизить ее потребление
Ничего личного
О причинах закрытия печатных медиа
Триллион из продуктовой корзины
Российские ретейлеры подсчитали прошлогоднюю выручку
Жадность не порок
На чем экономят миллиардеры
Морозный рейс
Как авиакомпании решают проблему нелетной погоды
«Точно не для любителей джаза»
Верят ли сказке «Ла-Ла Ленда» настоящие джазмены и актрисы
Концерт Noize MC в клубе Arena Moscow.«Соскучился ли я по травле в СМИ?»
Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей