Разгадана тайна Большого белого пятна на Сатурне

Планетологи разгадали тайну происхождения Большого белого пятна в атмосфере Сатурна. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature Geoscience, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте Science News.

С периодичностью примерно один раз в 29,5 лет в атмосфере Сатурна можно наблюдать так называемое Большое белое пятно протяженностью свыше десяти тысяч километров.

Такие периодические гигантские шторма в атмосфере планеты, при своем возникновении затмевающие ее кольца, ученые наблюдали при помощи телескопов начиная c XIX века, но до сих пор не могли объяснить причины их возникновения.

Для определения природы Большого белого пятна ученые воспользовались данными, полученными автоматической межпланетной станцией Cassini, которая с 2004 года находится на орбите Сатурна, и компьютерным моделированием атмосферы планеты.

Как установили ученые, причиной образования пятна является огромное облако водяного пара. Оно располагается в нижней части атмосферы планеты и закрывает собой нижележащие разогретые легкие газы, прежде всего водород и гелий, не давая им подняться выше.

С течением времени водяной пар охлаждается и становится еще тяжелее, а водород и гелий разогреваются еще больше. Это приводит к прорыву прослойки из водяного пара и ураганам, наблюдаемым примерно раз в 60 лет в каждом полушарии Сатурна.

Шестая по удаленности от Солнца планета системы находится на расстоянии примерно десяти астрономических единиц от светила. Газовый гигант в 95 раз тяжелее Земли, а полный оборот вокруг звезды совершает за 29,46 лет. Сатурн имеет сильное магнитное поле, обусловленное, как считается, циркулированием металлического водорода вокруг центрального твердого ядра планеты (состоящего из кремния, металлов и льда). Атмосфера планеты более чем на 96 процентов состоит из водорода, а также гелия и углеводородов. Вода в ней содержится в относительно небольших количествах, преимущественно в нижних слоях атмосферы.

С братским приветом
В убийстве Ким Чен Нама официально обвинили Пхеньян
TEHRAN, Nov. 19, 2015 (Xinhua) -- Iranian engineers work at the South Pars gas field at the southern Iranian port of Assalouyeh, Iran, Nov. 19, 2015. The South Pars/North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. The South Pars or North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. It is one of the world's largest gas fields, shared between Iran and Qatar. (Xinhua/Ahmad Halabisaz) (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Photographer: © Ahmad HalabisazПризрачная угроза
Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Фантастическая четверка