Ученые раскрыли секрет приспособления якутских лошадей к экстремальным холодам

Лошади якутов приспособились к холодам восточной Сибири на генетическом уровне всего за несколько сотен лет — это рекордный показатель для млекопитающих. К такому выводу пришли авторы статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Тюркоязычные предки современных якутов поселились на территории Восточной Сибири в XIII-XV веках нашей эры, прибыв с озера Байкал. Лошади стали основой кочевой экономики якутов: без шкур и мяса лошадей было почти невозможно выжить зимой, когда температура в районе Лены, Алдана и Вилюя падает до минус 70 градусов по Цельсию.

Ученые сравнили геномы девяти современных и двух древних якутских лошадей с геномами 27 современных лошадей других пород. Выяснилось, что на территории Якутии лошади жили еще 30 тысяч лет назад, в эпоху плейстоцена. Однако позже они вымерли и никак не связаны с современными якутскими лошадьми. Последние пришли 700-800 лет назад вместе с тюрками, и их предки — одомашненные в бронзовом веке на территории Монголии особи.

Изучив гены якутских лошадей, исследователи обнаружили вариации в регуляторной ДНК, связанные с плотностью волосяного покрова, подкожным жиром и гормональными сдвигами, позволяющими лошадям сократить до минимума потери тепла. Вариации в кодирующих белки участках генома влияют на синтез стероидных гормонов и метаболизм жирных кислот (что также усиливает выносливость лошадей).

Наконец, у животных нашли изменения в генах, связанные с ростом волос и кожи, сужением сосудов и инсулином — такие же сдвиги произошли независимым образом у мамонтов и людей — аборигенов приполярных территорий.

Порошок, уходи