Ученые раскрыли секрет приспособления якутских лошадей к экстремальным холодам

Лошади якутов приспособились к холодам восточной Сибири на генетическом уровне всего за несколько сотен лет — это рекордный показатель для млекопитающих. К такому выводу пришли авторы статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Тюркоязычные предки современных якутов поселились на территории Восточной Сибири в XIII-XV веках нашей эры, прибыв с озера Байкал. Лошади стали основой кочевой экономики якутов: без шкур и мяса лошадей было почти невозможно выжить зимой, когда температура в районе Лены, Алдана и Вилюя падает до минус 70 градусов по Цельсию.

Ученые сравнили геномы девяти современных и двух древних якутских лошадей с геномами 27 современных лошадей других пород. Выяснилось, что на территории Якутии лошади жили еще 30 тысяч лет назад, в эпоху плейстоцена. Однако позже они вымерли и никак не связаны с современными якутскими лошадьми. Последние пришли 700-800 лет назад вместе с тюрками, и их предки — одомашненные в бронзовом веке на территории Монголии особи.

Изучив гены якутских лошадей, исследователи обнаружили вариации в регуляторной ДНК, связанные с плотностью волосяного покрова, подкожным жиром и гормональными сдвигами, позволяющими лошадям сократить до минимума потери тепла. Вариации в кодирующих белки участках генома влияют на синтез стероидных гормонов и метаболизм жирных кислот (что также усиливает выносливость лошадей).

Наконец, у животных нашли изменения в генах, связанные с ростом волос и кожи, сужением сосудов и инсулином — такие же сдвиги произошли независимым образом у мамонтов и людей — аборигенов приполярных территорий.

00:01 27 марта 2017
Замороженная стволовая клетка человека

Внутренние бомбы

Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Все машины Кена Блока
«Субару», «Фиесты» и гоночный пикап: все на чем ездил гонщик
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги