Корабли и суда российского ВМФ не испытывают никаких проблем с преодолением зоны Черноморских проливов. Об этом РИА Новости заявил военно-дипломатический источник.
«Никаких проблем с прохождением Черноморских проливов российскими кораблями в настоящее время не наблюдается, хотя это вполне нормальное явление, когда некоторые суда ожидают своей очереди на прохождение пролива в связи с его загруженностью или природными катаклизмами, затрудняющими судоходство», — сказал собеседник агентства.
Источник пояснил, что турецкие власти иногда открывают и закрывают движение в проливах (в том числе то в одну, то в другую сторону), это обусловлено скоплением судов в районе, а также метеорологическими условиями.
«Что касается турецкой подводной лодки, то нет ничего экстраординарного в том, что она встретилась с нашим транспортом, — эти лодки регулярно проходят пролив в обе стороны, так же как и остальные корабли ВМС Турции», — подчеркнул источник.
30 ноября со ссылкой на украинский Центр транспортных стратегий сообщалось, что с 29 ноября у российских кораблей возникали проблемы с прохождением зоны проливов. По данным системы онлайн-отслеживания перемещения судов, в этот день российские суда якобы перемещались зигзагами и кругами, долго ожидая разрешения зайти в Босфор, в то время как суда остальных стран проходили без задержек. В тот же день турецкий портал Haberler.com сообщил, что транспорт ВМФ России «Яуза» во время прохождения пролива Дарданеллы встретился с подводной лодкой ВМС Турции.
Отношения между Москвой и Анкарой ухудшились после того, как фронтовой бомбардировщик Су-24М из состава российской авиагруппы в Сирии 24 ноября был сбит турецкими истребителями F-16. Самолет упал на севере Сирии около границы с Турцией, командир экипажа погиб, штурман был спасен. Кроме того, в результате обстрела сирийскими боевиками вертолета, вылетевшего на поиски экипажа бомбардировщика, погиб один морской пехотинец.
Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы играют важную логистическую роль в материально-техническом снабжении операции Воздушно-космических сил России в Сирии. Правила морского судоходства через эти проливы регулируются международным правом — конвенцией Монтре, которая закрепила суверенитет Турции над проливами, при этом гарантировав особые права черноморских государств в части их использования. Анкара имеет право на закрытие проливов только в случае официально объявленной ей войны.