Новый закон о комплексном развитии территорий (КРТ) приведет к качественному обновлению городов одновременно со снижением нагрузки на федеральный бюджет. Он позволяет объединить финансирование субъектов федерации, внебюджетные источники, действующие программы строительства инфраструктуры и дорог, и направить их на формирование комплексной застройки в центральных районах городов. Так «Ленте.ру» прокомментировал практику реализации закона о комплексном развитии территорий депутат Госдумы от Кемеровской области, зампред комитета по транспорту и строительству Павел Федяев.
«Мы наконец-то перейдем от точечной, хаотичной застройки к комплексной, с грамотно спланированными кварталами, со всей инфраструктурой и при этом недалеко от центра. Сейчас в регионах осматривают возможные площадки, оценивают состояние коммуникаций, затем будет планирование, общественные слушания. Первые результаты работы мы сможем обсудить уже этой осенью», — подчеркнул депутат.
В субъектах федерации началась активная работа по реализации закона о комплексном развитии территорий, который был принят в конце 2020 года. В Татарстане в первом чтении одобрены изменения в закон «О градостроительной политике», Свердловская область собирается принять соответствующий закон в марте 2021 года. В Кемеровской области для того, чтобы закон заработал, разрабатывают девять основных и двенадцать дополнительных нормативно-правовых актов.
В городах России накопился большой объем ветхого жилья с низким социальным рейтингом, а новостройки сосредоточены на окраинах. Глава о комплексном развитии территорий в Градостроительном кодексе существует около десяти лет, но реализованных проектов единицы, отмечают эксперты. Если у жителей аварийных домов есть возможность переехать в новое жилье по программе переселения, то жителям ветхого до нового закона надеяться было особенно не на что. Понятие «ветхое жилье» в законодательстве отсутствует. Существует только примерный синоним — «ограниченно работоспособное состояние здания». По разным подсчетам, еще пять лет назад в России было 65 миллионов квадратных метров ветхого жилья. С новым законом у людей, годами живущих в бараках, появилась возможность наконец переехать в комфортное жилье, а города смогут освободиться от деградировавшей застройки.
Конечно, негативных оценок в ходе реализации закона не избежать, уверен депутат Госдумы Павел Федяев. Вопросы собственности, и особенно на землю, были и остаются болезненными. Люди боятся потерять крышу над головой, даже если она протекает, стены в квартире в трещинах, а туалет на улице. В Татарстане люди, негативно настроенные к новому закону, назвали его «бульдозером».
«Страхи преувеличены. Такой "бульдозер" теоретически могут остановить две бабушки-соседки или одна семейная пара, если они живут в ветхом доме на 6 квартир и не захотят переезжать, — прокомментировал Павел Федяев. — Если даже одна треть собственников в доме проголосует против переселения, дом не будет принят в программу КРТ. Права собственников и нанимателей максимально защищены: они имеют право решать на общественных слушаниях, а затем на голосовании, причем, по закону обязаны прислушаться к меньшинству. Только жители выбирают, идут они в программу, или остаются в своих старых домах».
Если дом включают в программу КРТ (а для этого регионы должны в числе прочего прописать критерии таких зданий), есть несколько вариантов переселения. Для собственников и нанимателей прописаны возможные сценарии: можно получить возмещение деньгами (включая рыночную стоимость квартиры, стоимость земли, на которой находит дом, и общедомового имущества) или въехать в новую квартиру. Если горожанин хочет квартиру побольше, можно использовать маткапитал, субсидии, жилищные сертификаты. Регионы вправе разработать и свои бонусы, например, сниженный процент по ипотеке. При этом, актуальность реновации для регионов выше, чем для Москвы или Сочи, считает Павел Федяев.