С начала года стоимость электроэнергии для коммерческих потребителей на Дальнем Востоке выросла почти в полтора раза. Об этом со ссылкой на подсчеты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) пишет «Коммерсантъ».
В январе, как показывают данные энергосбытовых компаний, средняя одноставочная цена достигла 2,84 рубля за киловатт-час. В европейской части России и на Урале этот показатель в тот же период составлял 2,74 рубля, а в Сибири — 2,43 рубля. В конечном тарифе оптовая цена составляет 30-50 процентов, остальное приходится на услуги по передаче и сбытовую надбавку.
Цены на электроэнергию на Дальнем Востоке регулируются государством. При этом «РусГидро» многие годы жаловалось на проблемы из-за заниженных тарифов. Только в 2022 году убыток Дальневосточной генерирующей компании (входит в «РусГидро») превысили 35 миллиардов рублей. В результате в 2023 году компания добилась права заложить в цену компенсацию выпадающих доходов, которая была связана с ростом стоимости угля, приобретаемого для ТЭС.
Однако поставщик указывает, что текущая стоимость не позволяет выйти на безубыточную работу, расходы, в том числе на топливо и ремонты, по-прежнему превышают расходы. Чтобы исправить ситуацию, регуляторы намерены постепенно отходить от государственного управления тарифами в сторону рыночного ценообразования в области энергетики.
В свою очередь, малый и средний бизнес, столкнувшийся с резким увеличением платежей, не готов смириться с ситуацией. Глава амурского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Борис Белобородов анонсировал обращение в прокуратуру для возвращения привычной стоимости энергии.
В «Сообществе потребителей энергии» отмечают, что регулирование цен позволяло говорить о реализации энергоемких инвестпроектов, а вот рыночное ценообразование может быть губительным для развития экономики региона.
Ранее Минпромторг отправил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на намерение российских угольных компаний изменить цены на коксующийся уголь для внутреннего рынка вслед за мировыми котировками. Если это произойдет, то цены вырастут на 40 процентов.