В текущем году казахстанский «Казмортрансфлот» собирается купить два нефтеналивных танкера для работы на Каспийском море дедвейтом по восемь тысяч тонн. Суда необходимы ему для увеличения поставок нефти в обход России через Азербайджан, пишет «Коммерсантъ».
В настоящее время компании принадлежат танкеры «Актау», «Астана» и «Алматы», дедвейт каждого из которых составляет 12,4 тысячи тонн. Небольшой размер судов объясняется малыми глубинами, на которых приходится осуществлять транспортировку.
Искать альтернативные маршруты поставок нефти на мировой рынок Казахстан начал на фоне проблем с прокачкой сырья по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В 2022 году отгрузка через порт Новороссийск неоднократно приостанавливалась из-за ремонтов и решений надзорных органов. По итогам года объем прокачки составил 52,2 миллиона тонн.
В качестве основной замены был выбран вариант нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), до которого нефть надо доставить по Каспию. В рамках контракта с азербайджанской SOCAR за 2023 год «Казмунайгаз» намерен поставить через него 1,5 миллиона тонн нефти с месторождения Тенгиз. В марте отгрузка составляла 20 тысяч тонн, в апреле она вырастет до 125 тысяч.
Источники издания утверждают, что власти Казахстана по-прежнему хотят довести мощность маршрута до 20 миллионов тонн в год, как и говорилось ранее. Этому препятствуют действующие контракты с КТК, необходимость значительных инвестиций и дороговизна альтернативы.
Согласно расчетам Argus, с учетом всех возможных альтернативных направлений в обход России Казахстан может поставлять 20-25 миллионов тонн нефти в год. Увеличить объем мешает нехватка трубопроводов и перевалочных мощностей, дефицит подвижного состава и увеличение расходов.
Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе переговоров с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым пообещал уделить особое внимание развитию маршрута поставок нефти через Каспий и придать соглашениям между странами долгосрочный характер.