В финальный день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) поднималась тема инфлюенсеров, людей, которые оказывают значительное влияние на граждан, их мнение и картину мира. В рамках сессии «Главный после родителей — наставник: создаем в России эффективных институт» эксперты выясняли, насколько стране необходим институт наставничества и каким он должен быть.
Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль назвал наставничество вопросом государственной важности. «Причем, сегодня ярко видно, что это не только вопрос развития страны и построения успеха будущего, но и вопрос защиты и суверенитета», — добавил он. Спикер также отметил, что наставниками для человека могут стать не только другие люди, но и образы, например, в виде персонажей фильмов, комиксов компьютерных игр. И важно договориться о том, какие положительные образы в первую очередь будут доноситься до аудитории.
Заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения России, профессор Сергей Рукшин отметил, что наставничество должно стать системообразующим институтом и в обязательном порядке основываться н идеологической составляющей. «В отсутствии компаса и указателя, безусловно, любой выбранный курс может оказаться неправильным. Поэтому <...> наставничество должно опираться в своем воспитательном компоненте на государствообразующую идеологию», — обозначил он.
Исполнительный директор Всероссийского общественного движения наставников детей и молодежи «Наставники России» Андрей Самотоин заявил, что первыми наставниками в жизни всегда являются родители. «Если мы сможем сейчас научить будущих родителей тому, что они первыми наставниками в жизни человека, наверное, мы избежим многих конфликтных историй», — высказался Самотоин. Кроме того, эксперт подчеркнул, что наставничество является основой патриотического воспитания.
Коснулись и контекста профессиональной деятельности. Спикеры согласились с тем, что наставничество в бизнесе нужный, важный и эффективный инструмент, однако отметили, что могут возникать проблемы с мотивацией сотрудников, являющихся потенциальными наставниками. Директор по управлению персоналом АО «Газпром-Медиа Холдинг» Антонина Приезжева заметила, что помочь здесь могут и нематериальные стимулы. «Многие люди, которые достигают определенного уровня, например, линейные руководители, они мотивируются не только получением материальных результатов своей работы. Они мотивируются, в том числе, и желанием иметь признание. А признание, в том числе, может быть реализовано посредством таких программ наставничества», — обозначила спикер.
С тем, что наставников нужно мотивировать, согласился и заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Дамир Фаттахов. Причем, мотивация это должна распространятся не только на бизнес-сферу, но относится к тем, кто работает непосредственно с населением. «Спасибо поддержке президента. По итогам государственного совета есть принципиальная позиция: поднять уровень заработной платы специалистов по работе с молодежью хотя бы до уровня допобразования», — отметил Фаттахов.
Кроме того, важно не забывать об удобстве самих наставников. Об обеспечении комфортной работы наставников говорил председатель комитета Госдумы России по молодежной политике, руководитель DOBRO.RU Артем Метелев. Он сообщил, что готовится цифровое решение в этой области: «Мы на платформе Добро.ру хотим сделать свой сервис, посвященный наставничеству».
Кроме того, эксперт сообщил, что в Госдуме ведется разработка законопроекта о введении института наставничества, который будет описывать наставническую работу как отдельный, оплачиваемый, функционал и предполагать ряд профстандартов в этой области.
На сессии «Новые инфлюенсеры России и борьба с фейками» спикеры поговорили о том, кем являются новые лидеры мнений и как они могут помогать аудитории ориентироваться в потоке информации.
Руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия — страна возможностей» Сергей Коляда отметил, что в современных реалиях потреблять информационный контент — совсем не просто. «Сейчас идет большая борьба за внимание аудитории. Мы все перенасыщены контентом, информацией. У нас в телефоне и мессенджеры, и социальные сети, и новости, и телеграмм-каналы, и различная аналитика, и приложения. И, действительно, как выловить вот этот небольшой временной ресурс у человека — это целое искусство, целая задача», — высказался он, добавив, что многим коммуникаторам, несмотря на трудности, это удается.
Директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел России Мария Захарова подчеркнула, что сегодня настоящими инфлюенсерами являются военкоры. «Вот эта история шелухи, которая стала возможной с развитием средств массовой коммуникации, это тоже проходящая вещь, и она тоже будет проходить. Потому что все, что дается вот таким легковесным методом, когда прославляется бездарность и когда бездарность получает внимание, ресурсы и так далее — это краткосрочно, это ненадолго. Придет другая эпоха. Она уже пришла — кто сегодня инфлюенсеры? Военкоры», — сказала она, уточнив, что военкоры стали инфлюенсерами не только за счет подачи правдивой, фактологической информации, но и за счет интереса людей к ним.
Журналист, блогер, военный эксперт Михаил Онуфриенко – человек, у которого есть аудитория и в России, и на Западе — нашел для себя способ достигнуть сознания людей. «Как достучаться? — очень просто. Нужно пропускать через себя. У нас говорят “говорить правду”, правда у каждого своя. Так вот, доносить эту правду живым языком и говорить о том, что у тебя болит. Люди это очень хорошо чувствуют», — заявил он.
Эксперт также порекомендовал россиянам быть бдительными и не критически относиться к материалам в интернете и других источниках. «Основное в аналитике — это именно критическое мышление, никому не надо верить <...> суть в том, что, когда вы получаете информацию, первое, это, наверное, базовая основа, задайтесь вопросом, от кого вы ее получили?», — высказался Онуфриенко.
Профессор ВШЭ, автор информационно-аналитического канала «Политджойстик» Марат Баширов напомнил, для чего, собственно, делаются фейки. «Когда мы говорим про фейки, это все-таки, в первую очередь, конечно, пропаганда — это попытка нас толкнуть на какую-то негативную, в первую очередь, реакцию», — указал он.
Пранкеры Вован и Лексус также не единожды разоблачали фейки и обличали высокопоставленных государственных лиц. За границей их деятельность долго терпеть не стали и заблокировали каналы на YouTube, руководствуясь политической цензурой.
Сегодня блогеры перешли на отечественные платформы и продолжают набирать просмотры даже из-за границы. «Наша социальная функция — показывать альтернативную точку зрения не только в России, но и за рубежом. Несмотря на то, что нас блокируют тот же YouTube, другие социальные сети, им [зарубежным пользователям] приходится заходить к нам на RuTube, в VK, в Telegram, и дальше уже брать этот контент и публиковать в тот же Twitter, перезаливать это в YouTube», — обозначил Лексус.
Блогер, автор канала «Дорогая Хурма» Лариса Ржондовская сообщила, что серьезная тематика также может подаваться в более легких форматах, даже с использованием юмора, так как пользователи могут уставать от контекста. «Я считаю, что нельзя вечно серьезно говорить на серьезные темы, потому что мы живые люди, и мы хотим сбросить напряжение. Я выбрала роль этого шута, громоотвода и она работает», — отметила она, уточнив, что таких инфлюенсеров немало.
Заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец обратила внимание, что сегодня мы еще живем в информационном поле, созданном врагами, в котором россиянам навязываются чужие ценности и культурный код. «Мы имеем свои площадки, имеем свои средства коммуникации, тем не менее, <...> есть проблема YouTube, который, по ряду объективных причин, мы заблокировать не можем, хотя вопросов очень много, к тому, что происходит», — указала она.
Однако, по словам Аблец, активная работа в интернет-пространстве ведется. Обеспечивается открытость органов государственной власти в интернете, в частности через госпаблики в соцсетях, поддерживаются публичные политики, идет работа с фейками, хороший пример чему — «Лапша Медиа».
По словам Сергея Коляды, много для создания правильного, социально значимого контента делают российские площадки. Также значительную роль играют гранты, выделяемые Институтом развития интернета для блогосферы. Однако инфлюэнсерам и самим нужно совершать правильные выборы, чтобы сохранять внимание аудитории: поддерживать мультиканальность и использовать отечественные площадки.