Телефонные мошенники в разговоре с россиянами часто представляются сотрудниками полиции или Центробанка, а также утверждают, что на их собеседника или кого-то из его близких завели уголовное дело. Пять способов распознать в звонящем афериста назвал в беседе с «Лентой.ру» директор по методологии и стандартизации компании Positive Technologies Дмитрий Кузнецов.
Специалист объяснил, что сегодня появились специальные сервисы защиты от телефонного мошенничества, основанные на машинном обучении. «Современные технологии позволяют превращать человеческий голос в текст и работать с этим текстом, вычленяя в нем характерные признаки, свойственные именно мошенническим звонкам. Остается лишь сформулировать эти признаки — они элементарны», — сообщил Кузнецов.
В их число специалист включил следующие признаки:
- мошенник представляется должностным лицом: офицером полиции, сотрудником Центробанка или колл-центра
- преступник сообщает о проблеме, которой на самом деле не существует. Например, он может утверждать, что на их собеседника или кого-то из его близких завели уголовное дело, или говорить, что с его счета списались деньги
- мошенники довольно часто не знают специфики российского банковского сектора и используют в разговоре такие понятия, как мифический «индивидуальный счет в Центробанке» или «финансовый номер»
- в разговоре с мошенником жертва не может добиться ответов на вопросы, связанные с персональными данными (последние четыре цифры номера карты, сумма последней операции, текущий остаток на счете)
- мошенник вынуждает жертву выполнить определенные действия: назвать или ввести в приложении код подтверждения, перевести деньги или снять их в банкомате)
По словам Кузнецова, ни один из этих признаков в отдельности не дает стопроцентной гарантии, что звонит мошенник. Но сочетание нескольких из них в одном разговоре позволяет даже неподготовленному человеку быстро понять, что он общается с преступником.
«Единственное, что позволяет мошенникам действовать успешно — это состояние паники, в которое они сразу же вгоняют жертву. Но анализатор лишен эмоций, он способен спокойно извлекать эти признаки из беседы и понимать, что в данный момент клиент находится в опасности и может наделать глупостей», — заключил Кузнецов.
Тем временем россиянам дали советы для снижения риска утечек личной информации. Эксперт рекомендовал для защиты данных не авторизовываться в различных сервисах через соцсети, а также размещать на онлайн-площадках как можно меньше детальных сведений о себе.