Угнал МиГ-25 в Японию и попросил убежища у американцев. В США скончался советский летчик-перебежчик Виктор Беленко

Угнавший МиГ-25 летчик-перебежчик Виктор Беленко умер в США в возрасте 76 лет

Фото: The Asahi Shimbun / Getty Images

Летчик-перебежчик Виктор Беленко, угнавший советский истребитель-перехватчик МиГ-25 в Японию и попросивший политического убежища в Соединенных Штатах, скончался в возрасте 76 лет в США.

Пилот, передавший западным специалистам передовую разработку СССР, умер 24 сентября. Спустя пару недель дежурное оповещение о его кончине появилось в разделе некрологов газеты The Washington Post.

Проведя жизнь на легендарной службе выбранной им стране, Виктор скончался 24 сентября 2023 года после скоротечной болезни

The Washington Post

В ноябре полноценную статью о смерти Виктора Беленко опубликовало издание New York Times.

Лейтенант Беленко, который впоследствии обосновался в Соединенных Штатах, умер 24 сентября в доме престарелых недалеко от Роузбад, небольшого городка в Южном Иллинойсе. Ему было 76 лет. Его сын Пол Шмидт сказал, что его смерть, о которой в то время широко не сообщалось, наступила после непродолжительной болезни

New York Times

В момент смерти рядом с Беленко находились сыновья Том и Пол. В США летчик женился, но в дальнейшем развелся. У него осталось двое детей и четверо внуков. Мемориальную службу решили не проводить.

Как Беленко угонял советский самолет?

6 сентября 1976 года Беленко вылетел с аэродрома Соколовка в Приморском крае для выполнения полетного упражнения. Спустя час он пересел советско-японскую границу. После этого японское радио передало, что самолет МиГ-25П с бортовым номером 31 совершил посадку на острове Хоккайдо.

Soviet fighter MiG-25 is seen after pilot Viktor Belenko landed to defect at Hakodate Airport on September 6, 1976 in Hakodate, Hokkaido, Japan

Soviet fighter MiG-25 is seen after pilot Viktor Belenko landed to defect at Hakodate Airport on September 6, 1976 in Hakodate, Hokkaido, Japan. Фото: The Asahi Shimbun / Getty Images

9 сентября пилот был вывезен в США. 28 сентября ТАСС распространило пресс-релиз с текстом официальной реакции МИД СССР, в котором утверждалось, что посадка в Японии была вынужденной, летчика увезли в Соединенные Штаты против его воли, а действия японских властей в отношении самолета и его пилота можно квалифицировать как недружественные и противоречащие нормам международного права.

В этот же день агентство уточнило, что посадка Беленко на Хоккайдо произошла при невыясненных обстоятельствах. Утверждения западной прессы о побеге были названы лживыми.

В СССР прошло масштабное расследование, по его итогам не подтвердились сведения о том, что пилот был завербован США или имел корыстные мотивы. В дальнейшем сам Беленко называл свои действия политическими. На основе его рукописи в литературной обработке американского писателя Джона Бэррона была опубликована книга «Пилот МиГа».

Former Soviet Pilot Viktor Belenko’s Military Identity Document ca. before 1971

Former Soviet Pilot Viktor Belenko’s Military Identity Document ca. before 1971 . Фото: HUM Images / Universal Images Group / Getty Images

В 1980 году Конгресс дал советскому пилоту американское гражданство. Беленко взял фамилию Шмидт и долгое время переезжал, жил в маленьких городках на Среднем Западе.

После окончания холодной войны пилот начал появляться на людях и вновь называть себя Виктором Беленко. Он работал по совместительству консультантом властей по вопросам советской авиации и консультантом авиастроительных компаний военной промышленности, читал лекции в американских военных учебных заведениях, выступал в качестве эксперта в СМИ и на телевидении.

Сослуживец Беленко вспомнил день угона советского истребителя

Сослуживец Виктора Беленко Виктор Подмолода опубликовал воспоминания, книга получила название «Полет без возврата». Выдержки из текста процитировала «Комсомольская правда».

По словам летчика, в тот день МиГ-25 был полностью заправлен. Спустя шесть-семь минут после взлета от руководителя ближней зоны поступила тревожная информация о том, что метка самолета пропала с экрана радиолокационной станции, на запросы борт не отвечал.

Подмолода писал, что никто не хотел верить в худшее. На следующий день ситуацию прояснил старший летчик-инспектор, полковник А. Чернышев. Он сообщил, что Беленко улетел в Японию и попросил политического убежища в США.

Lt. Viktor Ivanovich Belenko, Soviet pilot who defected by landing his super-secret fighter plane in Japan, leaves a commercial airline in Los Angeles on Sept. 9, 1976 with security agents. He is one of the two men dressed nearly alike at center, but officials did not say which one. The two men left the airport in a caravan of police cars.

Lt. Viktor Ivanovich Belenko, Soviet pilot who defected by landing his super-secret fighter plane in Japan, leaves a commercial airline in Los Angeles on Sept. 9, 1976 with security agents. He is one of the two men dressed nearly alike at center, but officials did not say which one. The two men left the airport in a caravan of police cars.. Фото: AP

Пилот следовал в направлении американской авиабазы «Титосе», на подлете к ней был встречен двумя дежурными истребителями, поднятыми на его перехват. Опасаясь быть сбитым, он направил МиГ-25 южнее, двигался на малой высоте и сел на ближайшем по курсу гражданском аэродроме в городе Хакодате, выкатившись за пределы взлетной полосы.

Когда к нему прибыли официальные представители японской власти, он попросил у них содействия для встречи с американцами и, когда те прибыли, то заявил о своем желании получить у них политическое убежище

Виктор Подмолодасослуживец Виктора Беленко

Виктор Подмолода вспоминает, что его однополчанин ничем особенным не выделялся, внешне был среднего роста, обычного телосложения, в разговорах был немногословным, но эмоциональным. О его мотивах угнать советский истребитель не знал никто даже в ближайшем окружении.

Супруга Беленко рассказала, что он никогда не связывался с семьей, оставшейся на родине

28 сентября 1976 года на пресс-конференцию в Москву приехали жена пилота Людмила Беленко и его мачеха. Семья просила его вернуться на родину, но не получила ответа.

В 2006 году Людмила Беленко дала интервью «Комсомольской правде». Она рассказала, что за 30 лет летчик ни разу не сообщил о себе.

Супруга добавила, что каждый год обращалась в Министерство иностранных дел, но получала ответ, что известий о Викторе нет. Однажды ей рассказали, что Беленко обращался в консульство в Сан-Франциско с просьбой вернуть его в СССР, он якобы хотел рассказать правду о случившемся, но этого не произошло.

Людмила рассказала, что у мужа не было причин угонять самолет, семья жила в достатке, растила сына, у пилота были перспективы на службе.

Передача самолета западным специалистам имело важное значение для развития авиации

Самолет был разобран и детально изучен японскими и американскими специалистами. В 1976 году его вернули в СССР.

Журнал The National Interest писал, что раскрытию советских военных секретов значительно помогли летчики-перебежчики. Самым примечательным случаем издание назвало перелет Виктора Беленко из СССР в Японию на перехватчике МиГ-25П.

Soviet pilot Viktor Belenko, who flew his super-secret MIG25 warplane to Japan, is shown with his son, Dima,in this undated photo

Soviet pilot Viktor Belenko, who flew his super-secret MIG25 warplane to Japan, is shown with his son, Dima,in this undated photo. Фото: TASS / AP

Обозреватель Роберт Фарли отмечал, что Советский Союз потратил большие средства на производство более тысячи истребителей-перехватчиков МиГ-25, хотя вместо этого мог бы сосредоточиться на выпуске менее дорогих многоцелевых машин. О недостатках самолета американцам стало известно после изучения угнанного Беленко воздушного судна.

Издание Popular Mechanics сообщало, что истребитель поразил современников своими рекордами высоты и скорости, а также стал примером «эффективной разработки». После того, как советский летчик перегнал МиГ-25 в Японию, специалисты удивились тому, что его планер изготовлен из стали, а не титана, подобно американскому стратегическому сверхзвуковому разведчику SR-71 Blackbird, как они раньше предполагали.

Журнал We are the Mighty отмечал, что получение самолета позволило США оценить его возможности, в частности, ограниченные способности радиолокационного обнаружения целей в нижней полусфере.

Оружие России
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше