Поставки российского трубопроводного газа в Иран должны помочь «Газпрому» продавать топливо в третьи страны, потому что сама Исламская республика серьезной нужды в нем не испытывает. Об этом со ссылкой на опрос экспертов пишет «Коммерсантъ».
Евгения Попова из «Имплемента» считает, что желание компании выйти на иранский рынок объяснимо возможностью своповых поставок по трубопроводу в Индию через Пакистан, строительство которого обсуждалось ранее, а также через проекты по сжижению газа на юге страны.
Другие аналитики не исключают, что своповые поставки пойдут в Турцию, тоже желающую стать газовым хабом для потребителей в Европе. Детали меморандума о проработке организации поставок российского раза в Иран, который накануне подписали стороны, не раскрываются.
Под свопом в данном случае понимаются поставки газа на север Ирана и получение аналогичных объемов топлива иранского происхождения на юге и северо-западе. Сама Исламская республика является одним из лидеров по запасам природного газа в мире, а также третьей по его добыче (245,6 миллиарда кубометров в 2023 году), но испытывает сложности с экспортом из-за санкций и регулярно сталкивается с нехваткой топлива на севере, особенно зимой, из-за проблем с газопроводами.
Чтобы снять проблему на севере, Ирану достаточно будет трех или четырех миллиардов кубометров российского газа в год, но общий потенциал экспорта с учетом инфраструктуры, по оценкам экспертов, составляет 10 миллиардов. Поставки могут идти через Азербайджан или через газопровод Средняя Азия — Центр в реверсивном режиме.
При этом в сезонном режиме для «Газпрома» поставки в Иран будут невыгодны из-за стоимости с учетом большой продолжительности маршрута. В связи с этим до потери подавляющей части европейского рынка российская компания не обращала внимания на Исламскую республику. В нынешнем заявлении объем и маршрут поставок также не раскрывается, однако в Тегеране выражают уверенность, что меморандум превратится в контракт в скором времени.
«Газпром» ищет новые направления для поставок газа на фоне сокращения добычи до исторического минимума и первых за четверть века убытков по итогам 2023 года, причем сразу в размере 629 миллиардов рублей.