50 лет назад, 5 июня 1964 года, был введен в эксплуатацию один из самых старых пилотируемых глубоководных аппаратов «Алвин» (DSV-2 Alvin, Deep-Submergence Vehicle — аппарат глубокого погружения). В ходе эксплуатации корабля в глубинах океана был совершен ряд открытий. В настоящее время только пять стран — Франция, США, Россия, Япония и Китай — владеют технологиями глубоководных исследований.
«Алвин» вмещает до трех человек, которые могут до десяти часов находиться под водой на глубине до 4,5 километров. Вес устройства достигает 17 тонн, длина корабля равна 71,1 метра, масса полезной нагрузки не может превышать 680 килограммов, ее размеры ограничены диаметром входного люка, равным 48,2 сантиметра. Полная подводная скорость судна может достигать двух узлов.
Основное отличие батискафов от подводных лодок заключается в их компактности и легкости корпуса. Их форма в большинстве случаев хотя бы отдаленно напоминает шар, то есть более устойчива к высокому давлению. Как правило, современные разновидности батискафов предназначены для исследований океана на глубинах более пяти тысяч метров.
Фото: webmuseum.mit.edu
Первый в мире батискаф, сконструированный швейцарским инженером Огюстом Пиккаром. Он назван в честь Бельгийского национального фонда научных исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique). Модель батискафа была создана в 1937-1939 годах, но только после Второй мировой войны, 25 октября 1948-го, судно совершило первое погружение. При конструировании батискафа учеными использовались наработки, приобретенные во время создания водородного стратостата FNRS-1. Во время второго испытания FNRS-2 3 ноября 1948 года батискаф погрузился на глубину 1380 метров (без людей). На погружении присутствовал Жак-Ив Кусто. Испытания были признаны успешными, но корабль получил небольшие повреждения. Бельгийцы решили не продолжать финансировать проект, и к 1953 году судно было разобрано.
Фото: webmuseum.mit.edu
Второй в мире батискаф. Собран в 1953 году и эксплуатировался более 20 лет. Принадлежал ВМС Франции.
Фото: GettyImages
Исследовательский батискаф, который впервые в мире 23 января 1960 года с экипажем из двух человек достиг Марианской впадины (глубиной около 11 километров). Батискаф был сконструирован Огюстом Пиккаром, создавшим FNRS-2.
Фото: Epolk / Wikipedia
Модификация первого «Триеста», строительство которого было завершено в 1964 году. Использовался в основном в военных целях.
Фото: Hohum / Wikipedia
17 марта 1966 года «Алвин» на Паломаресе в Испании искал на глубине 800 метров водородную бомбу. В 1977-м корабль на глубине более 2 тысяч метров нашел черных курильщиков — гидротермальные источники срединно-океанических хребтов, представляющих собой трубообразные образования высотой в несколько метров, из которых в океан под давлением в сотни атмосфер поступает минерализованная горячая вода. В 1986 году судно участвовало в исследовании обломков «Титаника». В марте и апреле 2014-го «Алвин» использовался для изучения последствий разлива нефти 2010 года в Мексиканском заливе.
Фото: U.S. Navy
Корабль ВМС США, для которого использовался стальной корпус «Алвина». Снят с эксплуатации в 1998 году, сейчас является музейным экспонатом.
Фото: navsource.org
Корабль несколько раз перестраивался. Принадлежал ВМС США. Считается, что он был разобран для запчастей к «Алвину».
Фото: John Fields / Wikipedia
Американское атомное судно, занимающее промежуточное положение между батискафом и субмариной. Оно стояло на вооружении с 1969-го по 2008 год и предназначалось для проведения инфраструктурных работ для нужд армии и флота США.
Фото: NOAA / Wikipedia
Американский батискаф был построен в 1964 году, и уже в 1970-м корабль снят с использования.
Фото: Mehdi Fedouach / AFP
Французский батискаф, построенный для замены FNRS-3, в 1969 году передан Национальному центру исследования океанов. Первоначально предназначался для погружения на дно Марианского желоба, но «Триест» опередил его. Первое погружение на глубину 40 метров «Архимед» совершил 5 октября 1961 года. В 1960-х батискаф погружался на 9545 метров в воду рядом с Курильскими островами. В 1974 году судно было передано в резерв военным, а в 2001-м отправлено в музей.
Фото: deepseachallenge.com
Аппарат известен тем, что на нем 26 марта 2012 года Джеймс Камерон совершил погружение на дно Марианской впадины, где режиссеру удалось увидеть нечто, похожее, по его словам, на небольшую креветку. Корабль собирался в течение восьми лет в Австралии при поддержке National Geographic и Rolex.
Фото: NOAA / Wikipedia
Компактные и прочные канадские судна предназначены для спасательных и исследовательских работ. В СССР появились в середине 1970-х годов, за десять лет до создания «Миров». С их помощью в период с 1977 по 1991-й Институт океанологии АН СССР провел серию из 16 экспедиций в Мировом океане.
Фото: toshinori baba / Wikipedia
Японский батискаф, собранный в 1990 году. Способен погружаться на глубину до 6,5 тысяч метров, до 2012-го японский корабль считался лучшим в своем классе.
Фото: AFP
Китайский батискаф, который только в 2010 году совершил 17 погружений на глубины до глубину 3759 метров. 27 июня 2012-го судно спустилось на глубину 7062 метров в Марианской впадине. Батискаф сделал Китай пятой страной после Франции, США, России и Японии, которая владеет технологиями глубоководных исследований.
Фото: Николай Рютин / ИТАР-ТАСС
«Мир-1» и «Мир-2» — два корабля, разработанные советскими инженерами и собранные в 1987 году финской компанией Rauma Repola. Размещаются на судне «Академик Мстислав Келдыш», которое также собрано на финской верфи в 1981-м. Глубина погружения — шесть километров. Иностранные аналоги ГОА «Мир»: американский «Си Клиф», французский «Нотил» и японский «Шинкай 6500».
Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»
Фото: Bertrand Langlois / AFP
Французский батискаф, введенный эксплуатацию в 1984 году. Вмещает до трех человек, имеет длину около восьми метров, снабжен двумя руками-манипуляторами.