В Дудинке открылась фотовыставка «Российское застолье», которую подготовил Мультимедиа Арт Музей. Ее основа — снимки из собрания МАММ, иллюстрирующие застолья в России разных лет, от дворянских салонов и банкетов середины XIX века до дачных и кухонных чаепитий конца XX — начала XIX веков. Экспозиция приурочена к 350-летию Дудинки и включает фотографии и предметы из собрания Таймырского краеведческого музея. Инициатором ее открытия выступила компания «Норникель». Искусствовед МАММ Игорь Волков, курирующий выставку, рассказал о ней «Ленте.ру».

Виктор Руйкович. День рождения Егора Кончаловского. Москва. 1972 год
Фото: предоставлено МАММ
МАММ: Празднование приходится на 15 января, так что елка на заднем плане не должна удивлять. Поражает характер застолья: во-первых, для маленьких детей выставлены бутылка шампанского и хрустальные фужеры; во-вторых, на сладком столе есть явно несладкие элементы. Чем бы это ни объяснялось (в конце концов можно спросить самих участников), отсутствие четко раз и навсегда заведенных ритуалов в целом характерно для позднесоветского застолья.
Волков: Интересно смотреть на застолья с известными персонами. Иногда знаешь, что человек занимал высокое положение в обществе, был обласкан властью, а в быту он предстает совсем обыкновенным. Фотографы снимали их по-разному. Одни, к примеру, приносили с собой на съемку рубашку и галстук, если у героя нет своей такой одежды: переодевали, превращали его в официальное лицо. Другие хотели показать естественность. Так естественно, репортажно, например, Виктор Руйкович снимал Шолохова, за что его потом сильно ругали и критиковали — говорили, что он показал писателя в негативном свете.

Неизвестный автор. Казаки в Манчжурии. 1904 год
Фото: предоставлено МАММ
МАММ: 214-й Мокшанский казачий полк прославился в Русско-японскую войну, особенно благодаря своему капельмейстеру Илье Шатрову, сочинившему всем известный вальс «Мокшанскiй полкъ на сопкахъ Манчжурiи».

Неизвестный автор. Семейное чаепитие. 1900-е
Фото: предоставлено МАММ
Волков: Застолья, в том числе на наших фотографиях, можно разбить на несколько крупных сюжетов. Один, к примеру, посвящен дачной жизни — целая поэтика деревни. Другой — походные посиделки в тяжелых условиях, в частности во время войны. Третий — застолье в семейном кругу, четвертый — официальные банкеты. И, наконец, свадьбы — праздники со множеством формальностей, обрядов и примет.

Неизвестный автор. Воскресный день. 1914 год
Фото: предоставлено МАММ
Волков: Когда сейчас смотришь на фотографии деревенской жизни, видишь, как меняются мелкие реалии: например, появляются пластиковые стаканчики вместо рюмок. Но в целом обстановка — деревянные дома, лица людей, природа, само действо — такая же, как 100 и 150 лет назад. Происходит радость узнавания.

Неизвестный автор. Снимок на память. 1910-е
Фото: предоставлено МАММ
Волков: Одинокая трапеза скорее ассоциируется с чем-то необычным и дурным даже сейчас, хотя бывает по-разному. Речь идет прежде всего о взаимодействии людей. Застолье связано со вкушением пищи, и, с одной стороны, это физическая потребность, а с другой — все-таки общественно-социальное явление.

Неизвестный автор. Охотничий фуршет. 1900-е
Фото: предоставлено МАММ
Волков: Мы наверняка по-разному воспринимаем сюжеты с богатыми аристократами и простыми людьми. Если зритель причисляет себя к интеллигентной среде, то ему будут близки соответствующие персонажи, а деревенский и крестьянский быт покажется экзотикой. Напротив, у того, кто знает жизнь деревни, сам ее, может быть, видел, участники простых застолий вызовут больший эмоциональный отклик.

Иван Авдонин. Детское застолье. 1910-е
Фото: предоставлено МАММ
Волков: Легко наблюдать изменения мест, одежды, набора посуды и блюд, и это то, чем занимается материальная история и в некоторой степени история искусства. Тем не менее взаимоотношение людей — одна из самых больших ценностей — остается по сути таким же.

Неизвестный автор. Снимок на память. 1910-е
Фото: предоставлено МАММ
МАММ: Мы уже видели множество фотографий, на которых люди пьют, — но это первое изображение процесса еды. Видимо, простонародно-мещанская среда больше тянулась к бытовому реализму. Снимок явно сделан на Пасху — на столе видны куличи.

Фотограф издательства «Свет». Лев Толстой принимает в столовой гостей. 1910 год
Фото: предоставлено МАММ
МАММ: Самовар того типа, какой стоит на столе у Льва Толстого, назывался «самовар рюмкой». За чаем у писателя собирались многие интересные люди. В частности, на этой фотографии 1910 года спиной к зрителю сидит Сергей Прокудин-Горский — известный русский фотограф.

Неизвестный автор. Чай под звуки арфы. 1910-е
Фото: предоставлено МАММ
МАММ: Заметим, что идеология фотографирования уже позволяет некоторым участникам композиции отрывать глаза от камеры, а также имитировать естественное, внесъемочное поведение: например, как бы продолжать игру на арфе.

Солдаты. Фотография на память. 1901 год
Фото: предоставлено МАММ
Волков: Для XIX и начала XX века характерны фотографии формата ателье, то есть постановочные. Любопытно, что на таких снимках всегда только намек на застолье, но не оно само. Застолье представляется как сакральный символ, а не как реальность.

Александр Родченко. Мать Родченко и Варвара Степанова за столом. 1928 год
Фото: предоставлено МАММ
МАММ: Как вспоминает дочь фотографа, «он идет на кухню и варит в синем кофейнике кофе, греет в духовке хлеб к завтраку для всех. Он часто сушил из старого черного и белого хлеба маленькие гренки, посыпал их солью. Подавал кофе на стол: "Я налил кофе, вставайте, идите чай пить". За столом он всегда шутил».

Борис Игнатович. Чаепитие в Раменском. 1928 год
Фото: предоставлено МАММ
МАММ: Игнатович был фоторедактором газеты «Беднота», так что снимок не только пропагандистский (бедняки научились грамоте!), но и рекламный (за чаем хорошо идет газета «Беднота»!).

Неизвестный автор. Марина Цветаева и Сергей Эфрон в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле. 1913 год
Фото: предоставлено МАММ
МАММ: Первая слева — Марина Цветаева, в центре — Сергей Эфрон, первая справа — мать хозяина Елена Кириенко-Волошина по прозвищу Пра. Георгий Шенгели вспоминал о встрече с Волошиным в Коктебеле: «Приходите вечером чай пить... Надо пойти. Там вас угостят… мистификацией». Другой мемуарист свидетельствует: «У каждого есть свое место. Каждый гость приезжает со своей чашкой и ложкой. Мужчины по очереди носят к чаю огромный полутораведерный самовар».

Неизвестный автор. Мать-героиня Пелагея Романовна Безруких в интерьере балка. поселок Усть-Авам. 1980-е
Фото: предоставлено Таймырским краеведческим музеем

Неизвестный автор. Почетный гражданин Таймыра Иван Никитович Поротов с семьей. 1980-е
Фото: предоставлено Таймырским краеведческим музеем

Неизвестный автор. Депутат Верховного Совета СССР, рыбак-охотник совхоза «Северный» Анатолий Константинович Силкин с семьей. 1980-е
Фото: предоставлено Таймырским краеведческим музеем

Николай Остроумов. Юраки в чуму. 1927
Фото: предоставлено Таймырским краеведческим музеем