Лихие 90-е — страшное и удивительное время. В считаные годы на руинах СССР одной из самых влиятельных сил стали организованные преступные группировки. Дерзкие и беспощадные, они проникали во все сферы жизни, жестоко устраняя любые преграды на своем пути. Непременным атрибутом бандитских бригад того смутного времени были автомобили: мощные, быстрые и максимально удобные для темных дел членов ОПГ. Причем братки предпочитали вполне конкретные и узнаваемые модели, от которых обычные люди старались держаться подальше на дорогах. Самые бандитские из автомобилей 90-х — в галерее «Ленты.ру».
Фото: В. Князев / РИА Новости
«Девятке» посвятила одну из своих песен популярная в 90-е группа «Комбинация». Эту неприхотливую и надежную машину отличали хорошие по тем временам динамика и управляемость. Братки полюбили «девятку» не случайно: в отличие от более ранней ВАЗ-2108, у этой машины были четыре боковые двери, а значит, команда из нескольких человек могла быстро сесть в автомобиль или выскочить из него, что было очень кстати в условиях жизни, полной разборок и перестрелок.
Фото: moibbk.com
В начале 90-х Санкт-Петербург из-за близости к Скандинавии заполонили Volvo и Saab, которые перегоняли из Швеции и Финляндии; оттуда же поступали и запчасти к этим машинам. Надежные и престижные, «скандинавы» быстро стали любимцами криминала на северо-западе страны. Volvo 940, к слову, можно увидеть в первых сериях культового бандитского сериала «Бригада».
Фото: avto-nomer.ru
Автомобиль в начале 90-х снискал популярность не только в Санкт-Петербурге и окрестностях: его ценил и криминал столичного региона.
Фото: Public Domain / Wikimedia
Красивые и удобные иномарки, получившие популярность в двух столицах, мало годились для регионов из-за суровых погодных и дорожных условий. Но криминальные умы быстро нашли выход — и бандиты стали покупать подержанные внедорожники. Очень скоро самыми популярными у бандитов машинами этого класса стали Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee. Внедорожник имел целый ряд достоинств: высокая проходимость, скорость, хорошая управляемость и комфортность. Кстати, именно Jeep Grand Cherokee с командой бандитов расстрелял из пулемета «Максим» герой Виктора Сухорукова в знаменитом фильме «Брат-2».
Фото: order_242 / Wikimedia
Весьма популярный в 90-е годы у членов ОПГ автомобиль было принято наглухо тонировать для пущей серьезности. Toyota Land Cruiser 80 из-за надежности предпочитали другим внедорожникам «братки» на Урале и в Сибири, где с дорогами и запчастями дело обстояло совсем плохо. «Крузак» наряду с другими культовыми машинами того времени можно увидеть в сериале «Бригада».
Фото: Public Domain / Wikimedia
Внедорожник полюбился криминалу за хорошую проходимость, мощь и высокую посадку, которая, помимо всего прочего, была хорошим подспорьем при уклонении от пуль. А благодаря инновационной для того времени трансмиссии, водитель Pajero при скорости до 100 километров в час мог менять режимы работы на ходу, приспосабливаясь к любым дорожным условиям. Такая опция была крайне востребована в регионах.
Фото: Public Domain / Wikimedia
BMW 5 в кузове Е34 был востребован у представителей преступного мира, которые еще не добились на криминальном поприще больших высот, но уже шли к успеху. В первой половине 90-х такая новая машина стоила примерно 35-40 тысяч долларов, подержанная — дешевле. Бандиты считали ее обязательными атрибутами глухую тонировку и «красивые» номера. Надежный, простой, неприхотливый и мощный «бумер» в рейтинге бандитских машин 90-х уступал, пожалуй, лишь Mercedes S600, легендарному «шестисотому». Подтверждение этому — съемки BMW 525i в «Бригаде», «Жмурках» и множестве других криминальных фильмов и сериалов.
Фото: drom.ru
Ко второй половине 90-х на смену Jeep Grand Cherokee пришел Mercedes Gelandewagen, который ласково называли «геликом». Обладающий высокой проходимостью и надежностью, этот автомобиль выпускался небольшими партиями (около 7-8 тысяч в год) и стоил немало — но элита преступного мира «гелики» очень уважала. Правда, сами криминальные боссы на таких машинах не катались: они были для них слишком тесными, шумными и неудобными. Зато благодаря крепости и внушительности Gelandewagen (причем зачастую не один) стал главной машиной сопровождения криминальных авторитетов.
Фото: bulldogbros.com
«Шестисотый» стал, пожалуй, главным бандитским автомобилем лихих 90-х: его хотели все — но обладать им могли лишь преступные боссы самого высокого ранга. По меркам того времени это была суперсовременная машина с массой интересных опций — климат-контроль, электрические регулировки, возможность установки телефона…Список можно продолжать долго. Тяжелый и максимально комфортный, «шестисотый» стоил огромных денег по тем временам: 130-180 тысяч долларов – почти в три раза дороже, чем Jeep Grand Cherokee. Стоимость бронированного «мерса» могла достигать полумиллиона долларов — цены хороших апартаментов в центре Москвы. А укрепленные версии таких машин покупали часто: «шестисотые» регулярно расстреливали, поджигали и взрывали, из-за чего некоторые считают их едва ли не самым несчастливыми машинами. Кстати, вопреки принятому стереотипу, что в России в 90-е массово покупали Mercedes S 600, на деле в год продавалось лишь около 500-1000 таких машин. Правда, подержанных автомобилей из Европы завозилось в разы больше.
Фото: nakhon100 / Wikimedia
Главный конкурент S-класса от Mercedes в то время, BMW у «братков» пользовался меньшей популярностью. Конструкция ходовой части этой машины была достаточно чувствительной — и вкупе с обилием электроники ремонт таких «бумеров» выливался в солидные суммы денег.
Фото: cardomain.com
Огромный вездеход в середине 90-х был популярен у бандитов в центральной России из-за внушительных габаритов и повышенной проходимости.
Фото: Авито
В конце 90-х популярность среди российского криминала стал набирать Toyota Land Cruiser 100. Даже самый дорогой «крузак» стоил существенно дешевле «гелика» при не менее внушительной внешности, и считался весьма выгодной покупкой. Видимо поэтому Toyota Land Cruiser 100 полюбили, помимо бандитов, еще и силовики. Но кто бы ни сидел внутри этого дорожного монстра, обычные люди старались держаться от такой машины подальше — на всякий случай.
Фото: Navigator84 / Wikimedia
Ближе к нулевым элита отечественного криминала начала обновлять свой автопарк. На смену «шестисотым» пришел другой Mercedes — «лупоглазый» W210. Его выпуск начался в 1995 году — но до России он добрался с опозданием. Этот автомобиль ценили за харизматичную внешность, улучшенные комплектации и большую, чем у предшественников, мощность. Характерное появление W210 в фильме «Бумер» наглядно показывает, что криминал оценил новый «мерин» по достоинству.
Фото: forum-auto.com
BMW 7 в кузове Е38 стала настоящей бандитской легендой во многом благодаря фильму «Бумер», вышедшему в 2003 году. Правда, о криминальной славе этой машины говорили скорее в прошедшем времени. Да и в реальности BMW 750i, дебютировавший в 1994 году, не пользовался бешеной популярностью у российских «братков» из-за ходовой части, слишком чувствительной к суровым российским дорогам.