Слили в унитаз Пока Украина судится за разграбленные туалеты, ее флот превращается в металлолом

ЦиклПротив русского мира: чем жил бывший СССР в 2019 году
11 фото

Скандал вокруг украинских кораблей, задержанных в Керченском проливе в ноябре прошлого года, не утихает даже после того, как Москва вернула их Киеву. Украинская сторона заявила, что катера вернулись полностью разграбленными, и проигнорировала подробное видеодоказательство того, что корабли отправились из порта Керчи полностью укомплектованными. Киев намерен требовать возмещения ущерба на 55,5 миллиона гривен (2,3 миллиона долларов).

Катера «Бердянск» и «Никополь», вернувшиеся из России, представляют проект «Гюрза-М», которым Украина очень гордится. Это национальная разработка, корабли такого типа планируется сделать основой флота страны. Однако их строительство и испытания сопровождались постоянными скандалами. Так, представитель «Оппозиционной платформы — За жизнь» Илья Кива назвал эти катера «консервными банками», которые «простреливались даже учебными снарядами».

После отделения Крыма Киев потерял более 50 единиц флота. Некоторые корабли Россия передала сразу, еще 17 корветов, тральщиков и катеров до сих пор остаются на хранении в Севастополе, и украинская сторона не торопится их забирать. Сегодня, помимо новых катеров, в распоряжении подразделений ВМС страны находится в общей сложности семь кораблей, более десятка катеров постарше и различных вспомогательных судов. Краса и гордость украинского флота — в галерее «Ленты.ру».

Флагман украинского флота. В последние пять лет регулярно участвует в международных учениях. Заложен в 1990 году в Керчи, изначально планировалось, что он будет служить в погранвойсках КГБ. В распоряжение независимой Украины фрегат поступил летом 1992-го, к тому моменту его не успели достроить, и корабль смог вступить в строй только весной следующего года. 

«Гетман Сагайдачный» — сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Стандартное водоизмещение — 3274 тонны, длина — 123 метра, ширина — 14,2 метра. Его вооружение составляют зенитно-ракетный комплекс «Оса-МА2», реактивные бомбовые установки РБУ-6000 «Смерч-2», 533-миллиметровые торпедные аппараты, артиллерийская установка. На борту несет службу вертолет Ка-27ПС. Также оснащен радиолокационной системой (РЛС) «Фрегат-МА» общего обнаружения, РЛС радиоэлектронной борьбы «Старт-С», станцией обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ и другой радиоаппаратурой.

В мае 2017 года вокруг «Гетмана Сагайдачного» разгорелся громкий скандал: его двигатель сломался сразу после ремонта, который стоил 14,5 миллиона гривен (около 550 тысяч долларов). Выяснилось, что дизельную установку не удалось отремонтировать из-за санкций в отношении России, которые сама же Украина и ввела. Необходимая деталь была изготовлена в 1996 году на заводе «Звезда» в Санкт-Петербурге, но Киев не закупает продукцию для оборонной сферы у соседнего государства. К тому же журналисты узнали, что тендер на ремонт фрегата выиграл завод «Кузница на Рыбальском», принадлежащий тогдашнему украинскому президенту Петру Порошенко.

В итоге «Сагайдачного» пришлось снова отправить в ремонт, который обошелся бюджету государства в 91 миллион гривен. Корабль вернулся в строй летом 2018 года, как раз к украино-американским учениям Sea Breeze.

Фрегат «Гетман Сагайдачный»

Фото: Василий Батанов / РИА Новости

Флагман украинского флота. В последние пять лет регулярно участвует в международных учениях. Заложен в 1990 году в Керчи, изначально планировалось, что он будет служить в погранвойсках КГБ. В распоряжение независимой Украины фрегат поступил летом 1992-го, к тому моменту его не успели достроить, и корабль смог вступить в строй только весной следующего года.
«Гетман Сагайдачный» — сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Стандартное водоизмещение — 3274 тонны, длина — 123 метра, ширина — 14,2 метра. Его вооружение составляют зенитно-ракетный комплекс «Оса-МА2», реактивные бомбовые установки РБУ-6000 «Смерч-2», 533-миллиметровые торпедные аппараты, артиллерийская установка. На борту несет службу вертолет Ка-27ПС. Также оснащен радиолокационной системой (РЛС) «Фрегат-МА» общего обнаружения, РЛС радиоэлектронной борьбы «Старт-С», станцией обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ и другой радиоаппаратурой.
В мае 2017 года вокруг «Гетмана Сагайдачного» разгорелся громкий скандал: его двигатель сломался сразу после ремонта, который стоил 14,5 миллиона гривен (около 550 тысяч долларов). Выяснилось, что дизельную установку не удалось отремонтировать из-за санкций в отношении России, которые сама же Украина и ввела. Необходимая деталь была изготовлена в 1996 году на заводе «Звезда» в Санкт-Петербурге, но Киев не закупает продукцию для оборонной сферы у соседнего государства. К тому же журналисты узнали, что тендер на ремонт фрегата выиграл завод «Кузница на Рыбальском», принадлежащий тогдашнему украинскому президенту Петру Порошенко.
В итоге «Сагайдачного» пришлось снова отправить в ремонт, который обошелся бюджету государства в 91 миллион гривен. Корабль вернулся в строй летом 2018 года, как раз к украино-американским учениям Sea Breeze.

Катер проекта 206МР поступил в распоряжение Черноморского флота СССР в 1980 году. Перешел в собственность Украины в 1996-м, тогда же получил название «Прилуки». Стандартное водоизмещение — 233 тонны, длина — 39,5 метра, ширина — 7,6 метра. На вооружении имеет пусковые установки ПКР «Термит», переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела-3», артиллерийские установки, а также радиолокационные системы — например, систему управления стрельбой «Вымпел-А».

До 2014 года в составе ВМС Украины был также ракетный корвет «Приднепровье», однако его команда осталась в Крыму, а корвет находится на хранении в Севастополе.

Ракетный катер «Прилуки»

Фото: Василий Батанов / РИА Новости

Катер проекта 206МР поступил в распоряжение Черноморского флота СССР в 1980 году. Перешел в собственность Украины в 1996-м, тогда же получил название «Прилуки». Стандартное водоизмещение — 233 тонны, длина — 39,5 метра, ширина — 7,6 метра. На вооружении имеет пусковые установки ПКР «Термит», переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела-3», артиллерийские установки, а также радиолокационные системы — например, систему управления стрельбой «Вымпел-А».
До 2014 года в составе ВМС Украины был также ракетный корвет «Приднепровье», однако его команда осталась в Крыму, а корвет находится на хранении в Севастополе.

Минный тральщик проекта 1258 «Корунд» был спущен на воду в 1985 году. Перешел под юрисдикцию Украины в 1996 году в ходе раздела Черноморского флота, тогда же получил свое название. Стандартное водоизмещение — 91 тонна, длина — 26,1 метра, ширина — 5,4 метра. На вооружении имеет артиллерийскую установку и тралы.

Известен тем, что был заблокирован в бухте озера Донузлав (Крым) после государственного переворота 2014 года в Киеве вместе с еще несколькими кораблями. Их экипажи намеревались продолжить служить в ВМС Украины, но до последнего ждали приказа командования и в итоге остались в Крыму уже после его присоединения к России. «Геническ» провел там под охраной ЧФ России несколько месяцев и даже отметился попыткой прорыва 23 марта. На его пути встал российский буксир, который  преградил тральщику дорогу и создал водно-воздушную завесу с помощью брандспойтов. В мае того же года «Геническ» вывели из Донузлава и отправили в расположение украинского флота своим ходом.

Рейдовый тральщик «Геническ»

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Минный тральщик проекта 1258 «Корунд» был спущен на воду в 1985 году. Перешел под юрисдикцию Украины в 1996 году в ходе раздела Черноморского флота, тогда же получил свое название. Стандартное водоизмещение — 91 тонна, длина — 26,1 метра, ширина — 5,4 метра. На вооружении имеет артиллерийскую установку и тралы.
Известен тем, что был заблокирован в бухте озера Донузлав (Крым) после государственного переворота 2014 года в Киеве вместе с еще несколькими кораблями. Их экипажи намеревались продолжить служить в ВМС Украины, но до последнего ждали приказа командования и в итоге остались в Крыму уже после его присоединения к России. «Геническ» провел там под охраной ЧФ России несколько месяцев и даже отметился попыткой прорыва 23 марта. На его пути встал российский буксир, который преградил тральщику дорогу и создал водно-воздушную завесу с помощью брандспойтов. В мае того же года «Геническ» вывели из Донузлава и отправили в расположение украинского флота своим ходом.

Большой десантный корабль «Константин Ольшанский» вместе с «Геническом» и еще двумя тральщиками был заблокирован в бухте Донузлав. 24 марта, на следующий день после неудачного прорыва «Геническа» команда БДК спустила украинский флаг и подняла российский. Однако прежде чем сдаться, моряки успели засыпать узлы двигателя песком и расколотить большую часть навигационных приборов и систем управления огнем. Корабль требует серьезного ремонта. 

Тральщик «Черкассы» продержался дольше «Ольшанского». За время стоянки в Донузлаве он неоднократно устраивал гонки с российскими катерами, его экипаж предпринял две попытки прорыва в открытое море. Вторая окончилась крайне неудачно: при попытке пройти между кораблями, которые российские военные затопили у входа в бухту, тральщик получил удар от российского катера и сел на мель. 25 марта оставшиеся на борту члены экипажа сдались и были отправлены на родину. На Украине их считают героями и собираются посвятить им фильм. 

Еще один из заблокированных в Донузлаве украинский тральщик «Чернигов» в итоге без сопротивления поднял российский флаг. Сейчас два тральщика и БДК находятся на хранении в Севастополе.

БДК «Константин Ольшанский» (находится в распоряжении России)

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Большой десантный корабль «Константин Ольшанский» вместе с «Геническом» и еще двумя тральщиками был заблокирован в бухте Донузлав. 24 марта, на следующий день после неудачного прорыва «Геническа» команда БДК спустила украинский флаг и подняла российский. Однако прежде чем сдаться, моряки успели засыпать узлы двигателя песком и расколотить большую часть навигационных приборов и систем управления огнем. Корабль требует серьезного ремонта.
Тральщик «Черкассы» продержался дольше «Ольшанского». За время стоянки в Донузлаве он неоднократно устраивал гонки с российскими катерами, его экипаж предпринял две попытки прорыва в открытое море. Вторая окончилась крайне неудачно: при попытке пройти между кораблями, которые российские военные затопили у входа в бухту, тральщик получил удар от российского катера и сел на мель. 25 марта оставшиеся на борту члены экипажа сдались и были отправлены на родину. На Украине их считают героями и собираются посвятить им фильм.
Еще один из заблокированных в Донузлаве украинский тральщик «Чернигов» в итоге без сопротивления поднял российский флаг. Сейчас два тральщика и БДК находятся на хранении в Севастополе.

Корабль Д-305 проекта 1176 «Акула» был спущен на воду в 1979 году. Данные о том, когда он перешел в собственность Украины, разнятся. Свое нынешнее название получил в 1998 году. Стандартное водоизмещение — 90 тонн, длина — 24 метра, ширина — 6 метров. Может перевозить танк Т-72. Из вооружения оснащен навигационной РЛС. 

В 2015 году катер ушел на капитальный ремонт. Сейчас он числится как сухогрузная баржа. В 2019-м стало известно, что на «Сватово» заменят 93 процента конструкций корпуса и наружной обшивки, из дока он должен выйти в 2020 году.

Десантный катер «Сватово»

Фото: ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» / Wikipedia

Корабль Д-305 проекта 1176 «Акула» был спущен на воду в 1979 году. Данные о том, когда он перешел в собственность Украины, разнятся. Свое нынешнее название получил в 1998 году. Стандартное водоизмещение — 90 тонн, длина — 24 метра, ширина — 6 метров. Может перевозить танк Т-72. Из вооружения оснащен навигационной РЛС.
В 2015 году катер ушел на капитальный ремонт. Сейчас он числится как сухогрузная баржа. В 2019-м стало известно, что на «Сватово» заменят 93 процента конструкций корпуса и наружной обшивки, из дока он должен выйти в 2020 году.

Средний десантный корабль СДК-137 был заложен в 1970 году на Гданьской верфи в Польше, вступил в строй в 1971-м. Перешел в собственность Украины в 1994 году и тогда же получил название «Кировоград». Стандартное водоизмещение — 920 тонн, длина — 81,3 метра, ширина — 9,3 метра. Может перевозить шесть единиц бронетанковой техники весом до 35 тонн и 180 десантников. На вооружении имеет установки для неуправляемых реактивных снарядов типа М-14-ОФ и переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела-3».

Корабль также находился в бухте Донузлав в начале 2014 года, в апреле его передали украинской стороне. Свое нынешнее название получил в 2016 году в честь погибшего под Мариуполем командира 73-го Морского центра спецназначения Юрия Олефиренко. В августе 2019-го корабль отправился в ремонт, ему предстоит модернизация главных двигателей и вспомогательных генераторов. Стоимость работ засекретили.

Десантный корабль «Юрий Олефиренко»

Фото: Минобороны Украины

Средний десантный корабль СДК-137 был заложен в 1970 году на Гданьской верфи в Польше, вступил в строй в 1971-м. Перешел в собственность Украины в 1994 году и тогда же получил название «Кировоград». Стандартное водоизмещение — 920 тонн, длина — 81,3 метра, ширина — 9,3 метра. Может перевозить шесть единиц бронетанковой техники весом до 35 тонн и 180 десантников. На вооружении имеет установки для неуправляемых реактивных снарядов типа М-14-ОФ и переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела-3».
Корабль также находился в бухте Донузлав в начале 2014 года, в апреле его передали украинской стороне. Свое нынешнее название получил в 2016 году в честь погибшего под Мариуполем командира 73-го Морского центра спецназначения Юрия Олефиренко. В августе 2019-го корабль отправился в ремонт, ему предстоит модернизация главных двигателей и вспомогательных генераторов. Стоимость работ засекретили.

Пограничный корабль проекта 1124П для нужд КГБ СССР был спущен на воду в 1976 году. Изначально носил название «Днепр». Перешел в собственность Украины в 1996 году, тогда же получил нынешнее имя. Стандартное водоизмещение — 880 тонн, длина — 71,2 метра, ширина — 10,17 метра. На вооружении имеет реактивные бомбовые установки «Смерч-2», два бомбосбрасывателя для глубинных снарядов, торпедные аппараты, артиллерийские установки. Также оснащен радиолокационными средствами борьбы.

В 2007 году корабль серьезно пострадал во время шторма в Севастополе, в 2013 году его планировали списать. «Винница» отправилась в ремонт только в 2017 году. Изначально на восстановительные работы собирались потратить 270 миллионов гривен, но когда корабль оказался в доке, смета выросла до полумиллиарда гривен (около 1,3 миллиарда рублей). При этом члены экипажа рассказывали, что на собственные средства красят и латают его корпус. В августе 2018-го корвет вышел из дока, однако его боеспособность так и не восстановили: на корабле не работает радиолокационное оборудование, гидроакустические станции, другие узлы и агрегаты.

Раньше у ВМС Украины было еще три корвета —  «Луцк», «Тернополь» и «Приднестровье». В 2014 году они остались в Крыму.

Корвет «Винница»

Фото: Wikipedia

Пограничный корабль проекта 1124П для нужд КГБ СССР был спущен на воду в 1976 году. Изначально носил название «Днепр». Перешел в собственность Украины в 1996 году, тогда же получил нынешнее имя. Стандартное водоизмещение — 880 тонн, длина — 71,2 метра, ширина — 10,17 метра. На вооружении имеет реактивные бомбовые установки «Смерч-2», два бомбосбрасывателя для глубинных снарядов, торпедные аппараты, артиллерийские установки. Также оснащен радиолокационными средствами борьбы.
В 2007 году корабль серьезно пострадал во время шторма в Севастополе, в 2013 году его планировали списать. «Винница» отправилась в ремонт только в 2017 году. Изначально на восстановительные работы собирались потратить 270 миллионов гривен, но когда корабль оказался в доке, смета выросла до полумиллиарда гривен (около 1,3 миллиарда рублей). При этом члены экипажа рассказывали, что на собственные средства красят и латают его корпус. В августе 2018-го корвет вышел из дока, однако его боеспособность так и не восстановили: на корабле не работает радиолокационное оборудование, гидроакустические станции, другие узлы и агрегаты.
Раньше у ВМС Украины было еще три корвета — «Луцк», «Тернополь» и «Приднестровье». В 2014 году они остались в Крыму.

Катер АК-327 проекта 1400М был спущен на воду в 1990 году, находится в собственности Украины с 1992-го. Сначала его назвали «Гайдамака», но потом переименовали. Стандартное водоизмещение — 35,9 тонны, длина — 23,8 метра, ширина — пять метров. Вооружен пулеметом «Утес-2М». «Скадовск» — артиллерийский катер в составе ВМС Украины.

Артиллерийский катер «Скадовск»

Фото: George Chernilevsky

Катер АК-327 проекта 1400М был спущен на воду в 1990 году, находится в собственности Украины с 1992-го. Сначала его назвали «Гайдамака», но потом переименовали. Стандартное водоизмещение — 35,9 тонны, длина — 23,8 метра, ширина — пять метров. Вооружен пулеметом «Утес-2М». «Скадовск» — артиллерийский катер в составе ВМС Украины.

21 октября в порт Одессы прибыл американский грузовой корабль «Ocean Freedom», который доставил два бывших патрульных катера Службы береговой охраны США типа Island — «Славянск» и «Старобельск». 

Катера класса Island строились в течение 1980-90-х годов. В базовой комплектации имеют водоизмещение 168 тонн, длину 34 метра, ширину 6,4 метра. Развивают скорость до 29,5 узла. Из вооружения у катера есть 25-миллиметровая пушка и два пулемета. Катера оснащены РЛС общего обнаружения AN/SPS-73 и досмотровой лодкой Zodiak Hurricane 540.

«Славянск» и «Старобельск» были списаны в 2017 году. По сообщению Службы береговой охраны США, общая стоимость катеров, их первоначальной модернизации и обучения украинских моряков уже составила около 10 миллионов долларов. Во сколько обошлась Украине их доставка — неизвестно. Катера пришлось везти на транспортном судне, потому что в марте 2019 года выяснилось, что они не в состоянии пересечь океан и нуждаются в более серьезной подготовке.

Катера «Славянск» и «Старобельск»

Фото: пресс-центр ВМФ Украины

21 октября в порт Одессы прибыл американский грузовой корабль «Ocean Freedom», который доставил два бывших патрульных катера Службы береговой охраны США типа Island — «Славянск» и «Старобельск».
Катера класса Island строились в течение 1980-90-х годов. В базовой комплектации имеют водоизмещение 168 тонн, длину 34 метра, ширину 6,4 метра. Развивают скорость до 29,5 узла. Из вооружения у катера есть 25-миллиметровая пушка и два пулемета. Катера оснащены РЛС общего обнаружения AN/SPS-73 и досмотровой лодкой Zodiak Hurricane 540.
«Славянск» и «Старобельск» были списаны в 2017 году. По сообщению Службы береговой охраны США, общая стоимость катеров, их первоначальной модернизации и обучения украинских моряков уже составила около 10 миллионов долларов. Во сколько обошлась Украине их доставка — неизвестно. Катера пришлось везти на транспортном судне, потому что в марте 2019 года выяснилось, что они не в состоянии пересечь океан и нуждаются в более серьезной подготовке.

Боевые корабли, ставшие предметом международного скандала после инцидента в Керченском проливе в 2018 году, относятся к классу речных бронекатеров проекта 58150 «Гюрза-М». Разрабатывались на Украине. Стандартное водоизмещение — 20 тонн, длина — 20,7 метра, ширина — 4,85 метра. На вооружении имеют два боевых модуля артиллерийской системы «Катран-М» и управляемые ракеты типа «Барьер» с лазерной системой наведения и переносные зенитно-ракетные системы.

Первые катера серии были заложены на предприятии Порошенко — заводе «Кузница на Рыбальском» в 2004 году, они создавались для береговой охраны Узбекистана при финансировании США. Корабли для ВМС Украины начали строить только в 2012 году, однако в декабре 2013-го работы заморозили почти на полгода из-за недостатка финансирования. Изначально проект «Гюрза-М» хотели ввести в строй в 2016 году, однако катера провалили испытания. Первый катер был готов в 2017 году. Сейчас украинские военные располагают шестью подобными кораблями, к 2020 году их количество планируется увеличить до 18.

Однако заместитель начальника штаба ВМС Украины по евроинтеграции, капитан первого ранга Андрей Рыженко считает, что катера «Гюрза-М» не удовлетворяют требованиям флота: их можно применять только на реках и в акватории Азовского моря, причем при волнении не сильнее трех баллов. Броня же только увеличивает стоимость и вес кораблей, но в условиях морского боя будет бесполезна.

Буксир «Яны Капу» и бронекатера «Бердянск» и «Никополь»

Кадр: ЦОС ФСБ РФ / РИА Новости

Боевые корабли, ставшие предметом международного скандала после инцидента в Керченском проливе в 2018 году, относятся к классу речных бронекатеров проекта 58150 «Гюрза-М». Разрабатывались на Украине. Стандартное водоизмещение — 20 тонн, длина — 20,7 метра, ширина — 4,85 метра. На вооружении имеют два боевых модуля артиллерийской системы «Катран-М» и управляемые ракеты типа «Барьер» с лазерной системой наведения и переносные зенитно-ракетные системы.
Первые катера серии были заложены на предприятии Порошенко — заводе «Кузница на Рыбальском» в 2004 году, они создавались для береговой охраны Узбекистана при финансировании США. Корабли для ВМС Украины начали строить только в 2012 году, однако в декабре 2013-го работы заморозили почти на полгода из-за недостатка финансирования. Изначально проект «Гюрза-М» хотели ввести в строй в 2016 году, однако катера провалили испытания. Первый катер был готов в 2017 году. Сейчас украинские военные располагают шестью подобными кораблями, к 2020 году их количество планируется увеличить до 18.
Однако заместитель начальника штаба ВМС Украины по евроинтеграции, капитан первого ранга Андрей Рыженко считает, что катера «Гюрза-М» не удовлетворяют требованиям флота: их можно применять только на реках и в акватории Азовского моря, причем при волнении не сильнее трех баллов. Броня же только увеличивает стоимость и вес кораблей, но в условиях морского боя будет бесполезна.

Крейсер «Украина» заложили летом 1984 года и спустили на воду 11 августа 1990 года — тогда еще под названием «Адмирал флота Лобов». Это корабль стандартного для своего класса водоизмещения 11,5 тысячи тонн и длиной 186,5 метра, рассчитанный минимум на 500 человек экипажа. Может нести ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, зенитную установку и вертолет Ка-27. Крейсер того же проекта «Атлант» под названием «Москва» сейчас является флагманом Черноморского флота РФ. «Украину» постигла гораздо более печальная участь. 

Корабль вывели из состава российского флота и передали в собственность соседнему государству 1 октября 1993 года. Его должны были достроить в 1994 году, но процесс постоянно останавливался из-за перебоев с финансированием, пока в начале 2000-х, когда готовность корабля составляла 95 процентов, работы не заморозили окончательно. На конец 1980-го стоимость крейсера оценивали в 135,3 миллиона советских рублей (225,5 миллиона долларов по курсу Госбанка СССР). По данным на 2010 год стоимость крейсера оценивалась в 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов по актуальному на тот момент курсу). До 1992 года только в его строительство вложили 171 миллион долларов, с 1992-го по 2003 год — еще 24 миллиона долларов. И это расходы только на строительство — корабль необходимо было еще и содержать. Бывший глава Николаевской области Николай Романчук в марте 2014 года потребовал, чтобы долгострой как можно скорее продали, потому что его стоянка обходится бюджету в шесть миллионов гривен (почти 225 тысяч долларов) ежемесячно, а у государства нет таких денег.

Украинская власть осознала необходимость этих мер только в 2019 году, после прихода к власти Владимира Зеленского. 20 сентября глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус поддержал предложение Минобороны продать корабль, объяснив это тем, что у страны «нет потребности в крейсере такого масштаба», поэтому будут строиться новые единицы флота поменьше. Однако еще в 2017 году госконцерн называл совершенно иные причины того, что «Украина» до сих пор ржавеет на Николаевском судостроительном заводе. Работа предприятия оказалась заблокированной из-за того, что правительство с февраля 2015 года отказалось возмещать средства на содержание крейсера. Счета завода арестованы, задолженность по зарплате превышает 58 миллионов гривен (2,1 миллиона долларов).

Ракетный крейсер «Украина» (недостроен)

Фото: Wikipedia

Крейсер «Украина» заложили летом 1984 года и спустили на воду 11 августа 1990 года — тогда еще под названием «Адмирал флота Лобов». Это корабль стандартного для своего класса водоизмещения 11,5 тысячи тонн и длиной 186,5 метра, рассчитанный минимум на 500 человек экипажа. Может нести ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, зенитную установку и вертолет Ка-27. Крейсер того же проекта «Атлант» под названием «Москва» сейчас является флагманом Черноморского флота РФ. «Украину» постигла гораздо более печальная участь.
Корабль вывели из состава российского флота и передали в собственность соседнему государству 1 октября 1993 года. Его должны были достроить в 1994 году, но процесс постоянно останавливался из-за перебоев с финансированием, пока в начале 2000-х, когда готовность корабля составляла 95 процентов, работы не заморозили окончательно. На конец 1980-го стоимость крейсера оценивали в 135,3 миллиона советских рублей (225,5 миллиона долларов по курсу Госбанка СССР). По данным на 2010 год стоимость крейсера оценивалась в 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов по актуальному на тот момент курсу). До 1992 года только в его строительство вложили 171 миллион долларов, с 1992-го по 2003 год — еще 24 миллиона долларов. И это расходы только на строительство — корабль необходимо было еще и содержать. Бывший глава Николаевской области Николай Романчук в марте 2014 года потребовал, чтобы долгострой как можно скорее продали, потому что его стоянка обходится бюджету в шесть миллионов гривен (почти 225 тысяч долларов) ежемесячно, а у государства нет таких денег.
Украинская власть осознала необходимость этих мер только в 2019 году, после прихода к власти Владимира Зеленского. 20 сентября глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус поддержал предложение Минобороны продать корабль, объяснив это тем, что у страны «нет потребности в крейсере такого масштаба», поэтому будут строиться новые единицы флота поменьше. Однако еще в 2017 году госконцерн называл совершенно иные причины того, что «Украина» до сих пор ржавеет на Николаевском судостроительном заводе. Работа предприятия оказалась заблокированной из-за того, что правительство с февраля 2015 года отказалось возмещать средства на содержание крейсера. Счета завода арестованы, задолженность по зарплате превышает 58 миллионов гривен (2,1 миллиона долларов).

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше