Ровно 81 год назад — 12 сентября 1940 года — взору четырех французских школьников предстали величественные и многочисленные росписи на потолке и стенах пещеры в известняковом холме. Споры же о том, кто, когда и для чего расписал Ласко, не прекращаются до сих пор. «Лента.ру» показывает и рассказывает историю пещеры, забытой, вновь открытой и чуть не погубленной человеком.
Фото: Photo Researchers / Legion-Media
12 сентября 1940 года четыре школьника из деревни Монтиньяк в департаменте Дордонь — Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Анье и Симон Конкас — решили впечатлить приезжих сверстниц, чьи семьи бежали на юг Франции из оккупированной Германией Лотарингии, и найти тайный клад графов Перигора. Дело в том, что за четыре дня до этого собака старшего из них — 17-летнего Марселя — в погоне за кроликом обнаружила овраг, который, судя по звуку бросаемых камней, сообщался с каким-то подземным пространством.
Рядом с упавшей от попадания молнии сосной школьники обнаружили узкое отверстие. Оно оказалось длинным и расширяющимся лазом в большую пещеру, на стенах которой ребята при свете фонарика увидели множество изображений животных.
Свое открытие они продержали в тайне ровно день, после чего сообщили о загадочной пещере своему старому учителю Анри Лавалю. Тот же связался с единственным известным ему специалистом по истории первобытного общества, аббатом Анри Бреем, который скрывался в тех местах от нацистов. 21 сентября Брей вместе с рядом других исследователей сам посетил пещеру — и остался настолько впечатлен, что назвал ее «Сикстинской капеллой Перигора».
Фото: Patrick Aventurier / Getty Images
Уже 27 декабря 1940 года пещере Ласко был присвоен статус исторического памятника. Однако ее изучение не началось вплоть до конца Второй мировой войны. В 1948 году пещеру Ласко открыли для посещений. В 1949 году Брей вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном начал подробные раскопки пещеры. Однако возраст исследователя давал о себе знать — Брею было далеко за 70, и в 1952 году он передал руководство раскопками другому, гораздо более молодому аббату Андре Глори. С 1952 по 1963 год тот по просьбе исследователя запечатлел более 120 квадратных метров рисунков. По подсчетам Глори, было сделано 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований). Работы по изучению пещерной живописи не прекращаются и по сей день.
Фото: Norbert Aujoulat / National Center of Prehistory / Ministry of Culture
Пещера Ласко представляет собой комплекс находящихся на разных уровнях залов и проходов между ними. За ними закрепились те названия, которые им дал Анри Брей во время своих первых обследований объекта. Из «зала быков» можно попасть в «осевой проход» и «пассаж». За первым находится «неф», из которого можно попасть в «кошачий лаз». На стыке «нефа» и «осевого прохода» находится «апсида» — круглый зал, из которого можно спуститься в «шахту».
Фото: Andrea Izzotti / Legion-Media
За все время работ было обнаружено более двух тысяч наскальных изображений. Среди рисунков встречаются монохромные и цветные. Больше всего изображений животных: медведей, лошадей, бизонов, быков, оленей — в том числе и в полный рост.
Краска наносилась на изображения двумя способами: распылением через специальную трубочку и кистью. Часть контуров животных была выгравирована с помощью наконечников для стрел. Черные красители соответствовали окиси марганца, а желтые, оранжевые и красные — окиси железа.
Фото: Science Source / Tom McHugh / Legion-Media
Наскальная живопись пещеры Ласко стала одним из первых объектов, чей возраст определили с помощью радиоуглеродного датирования — измерения содержания в материале радиоактивного углерода-14. Первооткрыватель метода Уиллард Либби — будущий лауреат Нобелевской премии — по найденному при раскопках в светильниках из «шахты» древесному углю доказал, что возраст наскальной живописи составляет 15,5 тысячи лет. Эти и чуть более поздние датировки находок Глори позволили отнести рисунки пещеры Ласко к мадленской культуре. Однако сделанные в 1998 году радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты» показали, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры — возраст находки составил 18,6 тысячи лет.
Новейшая датировка найденных в пещере орудий из оленьей кости, проведенная в 2018-2020 годах, показала, что на самом деле рисунки в пещере Ласко были сделаны 21-21,5 тысячи лет назад, в переходный период на стыке бадегульской и мадленской культур.
Фото: Norbert Aujoulat / National Center of Prehistory / Ministry of Culture
Одна из самых загадочных сцен Ласко находится в «шахте»: человек с головой птицы «падает» между бизоном и носорогом. Рядом с ним изображен удлиненный предмет, увенчанный фигурой птицы. По мнению археолога и антрополога Андре Леруа-Гурана, сцена является отсылкой к древнему неизвестному мифу.
Фото: Depositphotos
Одним из самых известных предметов, найденных в пещере, является обнаруженный Андре Глори в «шахте» в июле 1960 года светильник, названный «жаровней», для того чтобы отличать его от других объектов. В углублении все еще видны следы полировки. Насечки на рукоятке могут обозначать стилизованные рога и уши животного, что предполагал Брей, или же копье — гипотеза, выдвинутая Глори.
Фото: Alimdi / Legion-Media
Небольшое количество орудий, найденных в пещере, позволило исследователям предположить, что пещера Ласко была не местом проживания, а святилищем для древних людей.
Фото: Hans Lucas / Legion-Media
Пещера сразу же стала популярным местом для публики — и это немедленно сказалось на ее состоянии. В 1955 году ученые обнаружили первые признаки повреждения изображений, которые, как оказалось, были вызваны углекислым газом от дыхания туристов: он вступил в реакцию со стеклянистой коркой солей кальция, служившей «лаком» для изображений, в результате чего получился гидрокарбонат кальция, разъедающий рисунки.
Установленная после этого вентиляция — для которой понадобилось углубить пещеру на пять метров — не помогла: количество туристов в пещере достигало тысячи в день. В 1960-м в пещере появилась «зеленая болезнь» — по стенам Ласко начали распространяться водоросли. Затем она сменилась «белой болезнью» — оседанием кальцитного покрова. В 1963 году министр по делам культуры Франции Андре Мальро наложил запрет на доступ в Ласко для широкой публики. К 1967 году нормальную для пещеры циркуляцию воздуха удалось восстановить. Сейчас доступ в саму Ласко имеют лишь некоторые ученые, художники.
Фото: Hans Lucas / Legion-Media
В 1979 году в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер пещера Ласко была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для того чтобы сохранить приток туристов, владеющее Ласко общество — среди членов которого была и семья де Ларошфуко, дальние родственники знаменитого писателя, — решило создать копию пещеры. Для этого Национальный географический институт Франции провел стерео-фотограмметрическую съемку всех росписей.
Проект был дорогостоящий — для него потребовалось продать настоящую пещеру государству. И бетонная копия части пещеры, в частности, «осевого прохода» и «зала быков» — Ласко 2 — была открыта лишь в 1983 году.
Полная копия комплекса — там имитируются даже температура и освещение пещеры — стала доступна посетителям лишь в 2016 году с открытием Международного центра наскального искусства (известного также как Ласко 4), постройка которого стоила 57 миллионов евро. К июлю 2019 года его посетили более миллиона туристов.