Взрыв "Таврии" у закусочной "Макдональс", в результате которого погиб один и получили ранения семь человек, следствие квалифицировало как убийство. Уголовное дело было возбуждено сразу по двум статьям УК РФ - 30 ("Приготовление к преступлению и покушение на преступление") и 105 УК РФ ("Убийство").
Никто не собирается оспаривать компетентность следственных органов - однако представим, если бы такой же взрыв произошел в Москве пару лет назад - какая статья УК фигурировала бы во всех информационных сводках? Правильно, терроризм.
В 13:07 московского времени около дома номер 2 на улице Покрышкина, где расположен один из ресторанов сети Макдональдс, был взорван начиненный взрывчаткой автомобиль. Следствие установило, что в автомобиле взорвался фугас, начиненный металлическими обрезками и шариками и снабженный электродетонатором. Как поначалу заявляли представители спецслужб, мощность взрыва была эквивалентна пяти килограммам тротила. День спустя эксперты определили, что у "Макдональдса" была взорвана бомба мощностью в два килограмма тротила.
В результате взрыва восемь человек получили ранения, один из раненых скончался в больнице, еще двое находятся в тяжелом состоянии.
Человеку, хотя бы иногда интересующемуся выпусками новостей, обстоятельства взрыва покажутся знакомыми: выходной день, многолюдное кафе, родители с детьми, остановки автобуса, расположенные в 100 метрах от места взрыва... С десяток подобных взрывов произошли в этом году в Тель-Авиве и Иерусалиме. И были квалифицированы как террористические акты. Тактика террористов не зависит от географической широты.
Однако московская милиция сходу опровергла подобные предположения. По версии ГУВД, взрыв возле ресторана не был терактом, а носил все черты криминальных "разборок" - так, оказывается, выясняют отношения члены "чеченской" организованной преступной группировки.
Какие же обстоятельства заставили следователей остановиться на этой версии? Может быть, во взорванной "Таврии" находился кто-нибудь из членов этой группировки? Может быть, теперь "стрелки забивают" не в неприметных кафе в центре Москвы или на пустырях, а в "Макдональдсе" за стаканом ванильного коктейля? Или все находившиеся в радиусе поражения (а это около 500 метров), включая женщин и детей, были так или иначе вовлечены в деятельность этой группировки? Или бандиты просто не довезли бомбу до "получателя", остановившись перекусить у "Макдональдса"?
Нет. Оказывается, есть несколько обстоятельств, заставивших следователей сконцентрироваться на сугубо криминальной версии происшедшего. Первое: "Макдональдсом" на Юго-Западной якобы руководит родственник Руслана Хасбулатова. Второе: бомба была изготовлена из артиллерийского снаряда и металлических обрезков. Взрывные устройства такого типа федеральные силы неоднократно встречали в Чечне. Третье: следствие установило, что машину взорвали уроженцы Грозного со славянским фамилиями. И последнее: по данным ГУВД, несколько криминальных группировок боролись за право контроля над "Макдональдсом" на юго-западе.
Возникает ощущение, что либо ГУВД пребывает в сладостной уверенности, что на дворе 1990 год и все конфликты в Москве решаются при помощи автоматов Калашникова и бомб. Либо не хочет признать очевидные промахи - после убийства в Москве магаданского губернатора Валентина Цветкова милиция города была переведена на усиленный режим, что не помешало преступникам взорвать бомбу в одном из самых оживленных мест Москвы.
Заявление о том, что "взрыв носит чисто криминальный характер", сделанное начальником Управления информации ГУВД Валерием Грибакиным, ничего кроме недоумения вызвать не может. Если бы преступники действительно вымогали у руководства ресторана крупные денежные суммы и хотели напомнить о "долге", проще было бы взорвать "Макдональдс" ночью, как неоднократно поступали различные группировки в отношении несговорчивых "доноров". И свидетелей меньше, и материальный ущерб исчислялся бы не только стоимостью разбитых окон. И у адресата сомнений бы не возникло, кого стоит бояться.
И еще одно обстоятельство в пользу версии о теракте: ФСБ уверена, что организаторами и исполнителями террористических актов, произошедших в Москве в сентябре 1999 года, были чеченские террористы. Если это действительно так, что же мешает следствию увязать два простых факта: чеченское происхождение взрывчатки и очевидную направленность взрыва на толпу москвичей? Очевидно, нежелание признавать, что прошедшая и забытая операция "Вихрь-антитеррор" не принесла настоящих результатов.