Экс-глава Госкомимущества и фракции НДР в Госдуме Сергей Беляев стал по решению совета директоров ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" еще и экс-главой главных воздушных ворот страны. Против главного менеджера "Шереметьево" выступили представители государства в компании во главе с Германом Грефом, занимающим в ОАО пост главы совета директоров. Досрочное прекращение полномочий Беляева не стали объяснять "переходом на другую работу". Его обвинили в раздаче кредитов на миллионы рублей, провале подготовки аэропорта к зиме и других организационных промахах.
Беляев занимал свой пост менее года, получив в наследство территорию, сливки с которой снимали разнообразные коммерческие структуры, фактически отстранившие государство, которому полностью принадлежит "Шереметьево", от наиболее доходных видов деятельности. По данным "РОЭЛ Консалтинг", которую пригласил Беляев в начале года оценить ситуацию в аэропорту, выручка "Шереметьево" оказалась всего лишь в 4 раза больше выручки екатеринбургского аэропорта "Кольцово", при том что пассажиропоток больше в 25 раз. При этом неудивительно, что при низком качестве услуг, постоянном криминальном напряжении в аэропорту, многие авиакомпании предпочли перелететь во вновь открытый к тому времени "Домодедово".
Команда Беляева взяла курс на уменьшение тарифной составляющей в доходах ОАО и увеличение неавиационной деятельности, например, рекламы. Кроме этого было решено в рамках задач внутрикорпоративного строительства разработать систему мотивации персонала, чтобы снизить текучесть кадров. Отметим, что выданные семи топ-менеджерам 15 миллионов рублей кредитов, которые вменяют в вину Беляеву, видимо, и являлись частью такой системы. Беляев также решил покончить с "таксистской мафией", объявив тендер среди таксомоторных компаний, победители которого получат исключительное право доставлять пассажиров из "Шереметьево".
В июле 2002 года Беляев попытался остановить перелет авиакомпании British Airways в "Домодедово". В ходе визита в Лондон Сергей Беляев провел встречу с руководителем British Airways Родом Эддингтоном, который подчеркнул, что компания будет продолжать летать из "Шереметьево" и выразил готовность поддерживать инициативы новой команды "Шереметьево". Впрочем, уже в сентябре British Airways вновь заявила о возможном переводе своих московских рейсов из аэропорта "Шереметьево" в "Домодедово".
Главным достижением команды Беляева стало присвоение аэропорту "Шереметьево" сертификата на право эксплуатации по категории IIIa ICAO, означающий, что аэропорт может работать в более сложных погодных условиях. По словам председателя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной, еще год назад стоял вопрос о снятии второй категории из-за серьезных технических недостатков, наблюдавшихся в аэоропорту. Отметим, что Герман Греф на торжественную церемонию вручения сертификата так и не приехал.
А вот свое главное поражение Беляев потерпел в ходе споров о строительстве терминала "Шереметьево-3", который должен был разгрузить два других терминала. Его планировалось построить к концу 2003 года. Стоимость проекта оценивается в сумму около 300 миллионов долларов. В июле было объявлено, что "Шереметьево" получит контрольный пакет акций будущей управляющей компаний (50 процентов плюс одна), а "Аэрофлот" - 25 процентов плюс одна акция. Остальные акции должны были достаться иностранному оператору. Однако через месяц по инициативе министра экономического развития Германа Грефа управление "Шереметьево-3" было решено полностью передать иностранной компании. Более того, по итогам тендера в управление иностранцам будет передано и "Шереметьево-2". Таким образом, Беляев и его команда осталась не у дел. Оставалось закрепить этот факт юридически, что и было сделано 2 октября.
Новым гендиректором ОАО "Шерметьево" стал уволенный Сергеем Беляевым за "грубое нарушение трудовых обязанностей" Евгений Бахтеев. По данным издания "Газета", по итогам проверки, инициированной Беляевым, за Бахтеевым значится 3 миллиона долларов, списанных со счетов аэропорта. При этом еще год назад одним из главных конурентов Беляева на пост гендиректора ОАО был замминистра транспорта Карл Руппель, курирующий авиацию. Однако, сейчас правительству понадобилось поставить во главе компании фигуру явно проходную. На том же заседании совета директоров Бахтеев сразу же попытался избавиться от всех топ-менеджеров ОАО, но был остановлен Грефом.
Отметим, что за 10 месяцев пребывания Беляева на посту гендиректора, с ним так и не заключили контракт, а ни один из членов правления, в том числе и сам Беляев, в состав Совета директоров не входил. Видимо, команде Беляева изначально, как подчеркивалось в пресс-релизе ОАО, отводилась роль статистов. И как только они стали претендовать на большее, было принято решение об отставке Беляева. Не случайно на заседании Совета директоров 2 октября упор был сделан именно на недостатках и промахах Беляева. То есть государство в лице Германа Грефа констатировало, что отечественные специалисты не справились с проблемами "Шереметьево", а значит - надо звать иностранных. Однако история на этом не заканчивается. Беляев намерен через суд добиться восстановления в должности гендиректора ОАО.