Где-то на белой льдине...

Прошлое и настоящее российских арктических дрейфов

Дрейфующие полярные станции являются таким же российским ноу-хау, как матрешка или чай вприкуску. Этот дешевый и эффективный способ исследования Арктики придумал в 1929 году Владимир Визе, исследователь, работавший в Петербургском арктическом институте. Установка на специально подобранной арктической льдине станционных домиков и оборудования стоит гораздо меньше, чем, например, путешествие ледокола. Благодаря существованию дрейфующих станций российские ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием "Северный полюс" начала свою работу 21 мая 1937 года. Ею руководил герой гражданской войны Иван Папанин. Затем в полярных исследованиях произошел перерыв, обусловленный внутренними проблемами и войной. Станция "Северный полюс - 2" была установлена на льдине только в 1950 году. Зато с тех пор полярные дрейфы организовывались ежегодно. Если основной целью работы первых станций было мирное развитие науки и подъем престижа СССР, то с началом холодной войны они стали оборонными объектами стратегической важности: их деятельность помогала уточнять маршруты атомных субмарин, полярники контролировали гидроакустические установки, отвечавшие за обнаружение подлодок противника, и участвовали в подготовке возможных налетов советских стратегических бомбардировщиков на США через Северный Полюс.

Во второй раз история российских дрейфующих станций прервалась в 1991 году. После того как в июле этого года закончила работу станция "Северный полюс - 31", в Росгидромете было принято решение приостановить регулярные исследования Арктики с помощью дрейфующих станций. По официальной версии, это было связано с принятием доктрины, согласно которой исследования Севера без участия человека явлляются более эффективными. На самом деле, у ученых просто не было денег на дальнейшие дрейфующие экспедиции.

Возможность опять поднять российский флаг над Арктикой появилась только в 2003 году. Финансировать новую экспедицию согласился Центр пропаганды, развития и освоения территорий Арктики и Антарктики "Полюс". Для того чтобы проект окупился, "Полюс" даже начал сотрудничать с туристической компаний "Тур Лэнд", занявшейся организацией дорогостоящих арктических туров. Правда, в 2003 году поездку туристов к полюсу организовать так и не удалось, поэтому полярникам даже пришлось обратиться за дополнительной помощью к государству.

Дрейфующую станцию "Северный полюс - 32" курировал лично вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия", президент Ассоциации полярников России Артур Чилингаров. 26 апреля 2003 года 12 участников проекта (в основном сотрудники Санкт-Петербургского арктического и антарктического НИИ) высадились на предварительно подобранной льдине толщиной 2,5 метра и размером 0,5 на 9 километров. Перед началом дрейфа на станцию прилетели лично Чилингаров, а также тогдашний вице-премьер Илья Клебанов, мэр города Воркута Игорь Шпектор и один из лидеров КПРФ Валентин Купцов. С началом экспедиции полярников по телефону поздравил лично Владимир Путин.

За 10 месяцев станция "Северный полюс - 32" преодолела в дрейфе 2750 километров. Полярники уже выполнили поставленные перед ними научные задачи, одной из которых являлось исследование изменений климата в регионе. Эвакуация экспедиции планировалась на 20 марта, для этого в сторону льдины должен был отправиться атомоход "Ямал". О том, что льдина может расколоться, было известно еще в январе. Тогда станция впервые подверглась торошению, в результате чего была уничтожена взлетная площадка, и полярники больше не могли принимать самолеты, которые до этого привозили к ним еду и другие необходимые вещи.

Оставалась надежда, что "Северный полюс - 32" продержится до эвакуации. Однако 3 марта в 17:15 на дрейфующую льдину двинулся огромный вал торосов. Полярники, которые в это время были заняты упаковкой оборудования, успели выскочить из домиков и взять с собой самое необходимое. Поэтому никто из участников экспедиции не пострадал. Более того, у них остались несколько мешков с продуктами, дизельная электростанция, сменная одежда и два домика. Однако 90 процентов площади станции вместе с жилыми помещениями и дорогостоящим оборудованием ушли под воду. Тогда руководитель станции Владимир Кошелев дал сигнал SOS в Арктическое региональное управление пограничных войск.

Стало ясно, что станцию необходимо срочно эвакуировать. Подобные спасательные операции всегда трудноосуществимы. Например, весь четверг в районе нахождения льдины бушевал циклон, что делало невозможным появление там спасателей. Теперь в районе дрейфа станции восстановилась хорошая погода, но это не сильно облегчает задачу. Приземление самолета на льдину невозможно из-за отсутствия посадочной полосы. Что касается вертолетов, то им необходимо определенное время для того, чтобы найти полярников.

Руководство спасательной операцией взял на себя лично Артур Чилингаров. В целом, план действий выглядит следующим образом: на острове Шпицберген организован штаб, куда уже к вечеру пятницы прибудут все участники операции и вся необходимая техника. В 8 утра пятницы из Архангельска вылетел вертолет МИ-26, принадлежащий Второму архангельскому объединенному авиаотряду. Этот вертолет сядет на дозапаравку в Мурманске, затем прибудет на Шпицберген, а утром в субботу вылетит на поиски полярников, которые в данный момент дрейфуют в 700 километрах от побережья Гренландии.

МИ-26 - самый мощный вертолет в мире. Он способен совершать беспосадочный перелет дальностью до тысячи километров, а также поднимать на борт груз весом до 20 тонн. Однако полет, который МИ-26 предстоит осуществить сейчас, станет первым подобным предприятием в истории. Это обусловлено дальностью полета, а также отсутствием наземных ориентиров. Специалисты утверждают, что вертолету, скорее всего, не удастся сесть на лед, и участники экспедиции будут подниматься на борт с помощью специальных приспособлений.

В операции примут участие две команды полярников, оперативно-спасательная группа МСЧ и представители Росгидромета. Они вылетели на Шпицберген в самолете Ан-47. Этот самолет будет использован для доставки полярникам продовольствия и дополнительной теплой одежды. Одна команда, состоящая из спасателей, врачей и вертолетчиков, отправится в субботу утром к станции, вторая будет ожидать в другой точке дислокации, чтобы в случае необходимости придти на помощь первой.

Сами участники экспедиции пока что чувствуют себя нормально и готовятся к эвакуации. Они связываются с "большой землей" через спутник и даже получили возможность позвонить родным. В принципе, как сообщил газете "Газета" директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский, ситуация с расколом льдины является обычной, и любой полярник изначально к ней готов.

Действительно, из 32 экспедиций "Северных полюсов" спасательной операцией закончились десять. Даже самая первая дрейфующая станция - папанинская - была уничтожена торосами в феврале 1938 года. Четверо зимовщиков были эвакуированы ледоколами. В январе 1966 года "Северный полюс - 14" столкнулся с островом Жанетты и начал крошиться, а начале февраля развалился полностью, натолкнувшись на остров Генриетты. В тот раз полярники были эвакуированы вертолетами. В 1986 году участники научно-спортивной экспедиции "Комсомольской правды" были вывезены с лишившейся аэродрома станции летчиком Сергеем Горбиком, которому удалось посадить самолет на обломке льдины длиной всего 350 метров. Наконец, последняя советская станция "СП-31" закончила свою работу после того, как попала в теплые течения и льдина начала стремительно таять.

Так что разрушение станции "СП-32" не должно помешать осуществлению дальнейших арктических исследований. И не помешает: Центр "Полюс" уже сообщил, что в 2004 году на дрейф выйдет "СП-33".

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Рандеву с кометой [03.03.2004] Зонд Европейского космического агентства Rosetta улетел в 11-летнюю экспедицию

Бесхозный континент [04.02.2004]В Антарктиду на свой страх и риск устремились "биологические разведчики"

Признаки жизни [23.01.2004]Фото следов иного разума на Марсе, Венере, Европе и Веге

Тайна четвертой планеты [25.12.2003]Загадки Марса: искусственный спутник Фобос, каналы, высохшие русла рек, пирамиды, сфинкс

Другие материалы