Сейм Латвии решил не предоставлять льготы проживающим в республике ветеранам, участвовавшим во Второй мировой войне на стороне антигитлеровской коалиции. По словам депутатов, предложивших законопроект, льготы от государства получают бойцы антигитлеровской коалиции в таких странах, как Литва, Польша, Дания, Франция, Германия и Италия. В Латвии сегодня социальные льготы получают политически репрессированные лица. Сейм отклонил предложение на основании того, что для предоставления льгот 12 тысячам советских ветеранов, живущих в Латвии, понадобилось бы около 500 тысяч долларов в год.
Поправки к Закону о статусе политически репрессированных лиц коммунистического и нацистского режимов подали депутаты фракции политического объединения "За права человека в единой Латвии". Против внесения поправок выступили представители национал-радикального объединения "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии".
Как ветераны войны в Латвии мы не получаем ничего, кроме плевков в спину и шипучего "оккупант!".
После прений большинство Сейма поддержало "независимых". Председатель фракции "За права человека в единой Латвии" Яков Плинер, комментируя решение Сейма, отметил, что в Латвии в настоящее время сложилась уникальная и позорная ситуация. По его словам, статус политически репрессированных лиц имеют, в том числе, и латышские легионеры СС, воевавшие на стороне нацистов, что дает им значительные преимущества и льготы: бесплатный проезд в общественном транспорте, включая электрички, льготное медицинское обслуживание, предоставление компенсационных сертификатов и другие. Между тем заслуги воинов-антифашистов в Латвии, в отличие от большинства европейских стран, на государственном уровне игнорируются.
Отказ от предоставления льгот ветеранам по причинам экономического характера ветераны расценили как издевательство.
Какие же мы оккупанты, когда нам цветы несли, встречали, угощали? А мы старались помочь. И помогали. А сегодня даже боевые награды надеть не можем: запрещено законом.
Отклонение законопроекта совпало с датой, знаменательной для советских ветеранов - 13 октября 1944 года части Советской армии после кровопролитных боев освободили Ригу. Ровно 60 лет назад в город вошли 245-я стрелковая дивизия и стрелковые корпуса 67-й армии. В честь войск 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов в Москве был дан салют. Всего на территории Латвии во время Великой Отечественной войны погибло 154 тысячи советских солдат.
Официальные власти нынешний юбилей предпочли не заметить. Официальная Рига неоднократно подчеркивала: для нас 13 октября - не праздник, а день восстановления советской оккупации. Депутат Сейма Аугуст Бригманис, руководитель парламентской фракции Союза "зеленых" и крестьян, признался, что никто и не планировал поздравлять ветеранов, добавив, что на данный момент это не самая актуальная тема для депутатов.
Министр по делам интеграции общества Нил Муйжниекс, представляющий Латвийскую первую партию, выразился определеннее: "Я, конечно, очень рад, что Рига была освобождена от фашистов. Жаль только, что одна оккупация сразу сменилась другой". Точно такой же позиции придерживается глава парламентской фракции "священников" Оскар Кастенс: "Немецкая оккупация сменилась советской, и я не вижу повода, чтобы отмечать это событие".
Всего в Латвии сейчас проживает около 22 тысяч ветеранов, 10 тысяч из них - ветераны Латышского стрелкового корпуса. Именно они получают от государства пособия и льготы, в то время как советские ветераны считаются оккупантами и не получают ничего.
Этого человека, который более десятка раз ходил в тыл врага (он был подрывником и выжил), едва не сгубили застенки современной Латвии. И освободить его удалось только путем признания его бандитом. Он по приказу штаба партизан уничтожил полицаев и пособников нацистов. По приговору нынешнему Василий Макарович Кононов - бандит.
Более того, некоторые из них подвергаются судебному преследованию. Бывший советский партизан Василий Кононов, обвиняемый латвийскими властями в совершении военных преступлений, намерен подать иск в Европейский суд по правам человека. Суд счел действия партизана бандитизмом. Кононов хочет добиться, чтобы с него сняли эти обвинения.
Власти Латвии обвиняют Кононова в том, что в 1944 году в деревне Малые Баты он руководил партизанской операцией по уничтожению девяти полицаев. По словам Кононова, из-за них гитлеровцы уничтожили партизанскую группу.
Кононова арестовали в 1998 году. В 2000 году он был приговорен судом к полутора годам лишения свободы. В связи с отбытием положенного срока, Кононов был отпущен на свободу сразу после оглашения приговора. После освобождения бывший партизан принял российское гражданство.
В 2001 году бывший партизан был признан латвийским судом виновным в совершении военных преступлений и приговорен еще к шести годам тюрьмы. Кононов приговор обжаловал, и дело отправили на доследование в Генпрокуратуру. Самого Кононова освободили из-под стражи по состоянию здоровья.
Освобождение Прибалтийских территорий было большим событием. Население сел, городов и Риги нас встречало как освободителей, с цветами. И когда сейчас говорят, что мы оккупанты, ничего, кроме возмущения, это не вызывает.
В 2003 году "дело Кононова" рассматривал Латгальский окружной суд. Он переквалифицировал обвинение с военных преступлений на бандитизм, признал бывшего партизана виновным, но от наказания освободил в связи с истечением срока давности.
Данное решение было обжаловано прокурором, и в мае 2004 года дело в порядке апелляции рассматривал Верховный суд Латвии, который признал Кононова виновным в совершении военных преступлений и приговорил к тюремному заключению на срок один год и восемь месяцев.
Вступив в новую эпоху своей истории и став частью объединенной Европы, Латвия до сих пор не может расстаться со своим советским прошлым. Суд над Кононовым и отказ в предоставлении льгот ветеранам-антифашистам очень похожи на проявления комплекса неполноценности, замешанного на страхе и ненависти. Ссылки на объективное отношение к истории и уравнивание фашистской и советской оккупации в данном случае звучат не очень убедительно. Цивилизованная страна отличается от полудикого племени не только чистотой тротуаров, но еще и тем, что к своему прошлому относится цивилизованно.
Сергей Карамаев