К тому моменту, когда вы начнете читать эти строки, всему миру уже будет практически ясно то, что, в принципе, не вызывало никаких сомнений и до сих пор - народ Белоруссии любит президента этой страны настолько, что готов позволить ему баллотироваться на третий срок вопреки белорусской конституции и принятым в большинстве демократических стран нормам. Впрочем, назвать Белоруссию демократической страной не осмелятся даже те, кто все еще считает таковой Россию, так что удивляться результатам прошедшего там 17 октября референдума будет некому.
Суть вопроса
Указ о проведении 17 октября референдума президент Белоруссии подписал 7 сентября текущего года. Он поставил перед гражданами вопрос о том, принимают ли они часть первую статьи 81 конституции республики в следующей редакции: "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании" и разрешают ли они своему батьке баллотироваться на третий срок. Первая часть этого вопроса, на самом деле, гораздо более важна для Белоруссии, чем вторая. Предложенное Лукашенко изменение конституции предполагает снятие вообще любых ограничений на количество президентских сроков и дает право ему или любому другому человеку избираться на пост президента пожизненно.
Подготовка
Странно, что сам ход предвыборной агитации вызвал удивление у, например, сотрудников российского телевидения. 15 октября корреспондент телеканала НТВ с возмущением рассказывал о том, как председатель белорусского ЦИКа не нашла ничего противозаконного в акции Жилищного управления, разославшего всем гражданам счета за ЖКХ с напоминанием о дате выборов. Такое впечатление, что сотрудник российского ЦИКа отреагировал бы на подобную рассылку, будь она произведена в нашей стране, как-то иначе. Да и тот факт, что во многих минских квартирах включили отопление за день до референдума, не должен был вызвать у россиян сколько-нибудь острую реакцию - дело-то привычное. Пиво и дешевые бутерброды, замеченные на некоторых участках для голосования, также вызвали у представителей российской прессы массу нареканий. Объяснить эти нарекания можно только тем, что в России федеральные выборы давно прошли, и новой порции бутербродов нашим избирателям придется ждать довольно долго.
Досрочное голосование
Уникальным ноу-хау белорусских выборов стало досрочное голосование. В течение 5 дней до назначенной даты референдума избиратели имели возможность придти на участок и выразить свое мнение по поводу дальнейшей судьбы Лукашенко, а также избрать своего представителя в парламент. По официальным данным, этой возможностью воспользовались 17,39 процентов избирателей. По неофициальным данным, еще до начала выборов заполненными оказались более 20 процентов бюллетеней.
Для того чтобы внести изменение в конституцию и позволить действующему президенту баллотироваться на третий срок, единым фронтом должны проголосовать более 50 процентов от списочного состава избирателей, то есть - около 3 с половиной миллионов белорусов. Что касается парламентских выборов, то на 110 парламентских мест в Белоруссии претендуют 345 кандидатов. В отличие от российского, белорусский парламент формируется исключительно по территориальным округам. Утром 17 октября на территории Белоруссии открылось 7 тысяч избирательных участков.
Ясно, что предварительное голосование дало белорусским властям массу дополнительных возможностей для фальсификации. Например, как сообщил руководитель отдела спецпроектов "Первого канала" Павел Шеремет, в городе Речица утром 17 октября были установлены две дополнительные урны, частично заполненные бюллетенями. Наблюдателям же сообщили, что эти (никем до утра воскресенья не замеченные) урны использовались во время предварительного голосования.
В день голосования в интернете был распространен снимок, сделанный на одном из избирательных участков Минска. На снимке были видны бюллетени референдума с уже проставленной отметкой в графе "за". Фотограф утверждал, что эти бюллетени раздавались пришедшим на участок людям. ЦИК Белоруссии уже назвал эти снимки фальшивкой и заявил, что на участке присутствовали представители ОБСЕ, от которых никаких замечаний не поступило.
К числу неприятных инцидентов воскресенья можно отнести и произошедшее вечером во дворе одного из минских домов нападение на российского журналиста Павла Шеремета, который в течение всего дня вел репортаж из Белоруссии и которому мы и обязаны сообщениями о множестве нарушений. Неизвестные избили его около 19:30 по минскому времени, после чего он был задержан по обвинению в хулиганстве. Уже ночью стало известно, что Шеремет был госпитализирован в 4-ю клиническую больницу Минска с черепно-мозговой травмой.
В числе других нарушений независимые (и, в большинстве своем, анонимные) наблюдатели назвали принуждение людей к голосованию (имеется в виду хорошо знакомая россиянам ситуация, когда на избирательный участок отдел учреждения или университетская группа отправляется организованно и под присмотром начальства), агитацию на избирательном участке, присутствие на участке сотрудников правоохранительных органов, вскрытие пломб на урнах, и так далее. Ясно, что официальные белорусские власти ничего о подобных фактах не знают.
Результаты
Уже около 3 часов дня в воскресенье председатель Центризбиркома Белоруссии Лидия Ермошина сообщила журналистам, что в голосовании приняли участие 57% избирателей. Таким образом, выборы и референдум можно было считать состоявшимися. При этом ЦИК не обнаружил особых нарушений в ходе выборов. "В основном жалуются граждане, не нашедшие своего имени в списках", - заявила Ермошина в то время, как источники в оппозиции говорили о случаях появления в списках так называемых "мертвых душ" - людей, давно умерших или пропавших без вести. Все это ЦИК объяснил нерадивостью местных избиркомов и заверил общественность в намерении мгновенно устранить все недочеты.
По прогнозам, составленным ЦИКом к вечеру, общая явка на выборы должна была составить около 85 процентов. Уже ночью ЦИК объявил, что итоговая явка составила 89,7%. процентов.
В течение всего дня государственные СМИ публиковали результаты exit polls, проводимых аккредитованным при ЦИКе центром Ecoom. Согласно первым exit polls, "за" возможность Лукашенко баллотироваться на третий срок проголосовали 82,3 процента избирателей. К 20.00 процент проголосовавших "за" согласно Ecoom составил 74,6%, при 25,4% - "против". При этом, по результатам опроса, проведенного незадолго до референдума российскими социологами из "Левада-центра", за третий срок Лукашенко собирались голосовать всего 42-45 процентов избирателей.
Вообще-то, данные опросов, проводимых при выходе из избирательных участков, как и другие данные о предполагаемых результатах голосования, во всем мире считаются агитацией и не публикуются до официального окончания выборов. Однако на вопрос о законности подобных объявлений Лидия Ермошина ответила со свойственным ей простодушием: "Я не знаю, как на это реагировать. Я не знаю, является ли это агитацией, но думаю, что нет".
Что касается независимых exit polls, то Балтийский институт Gallup, проводивший свой опрос, опубликовал его результаты только после закрытия участков. По данным Gallup, за предложенные Лукашенко изменения проголосовало всего 53 процента людей, пришедших на выборы, то есть - 46% от списка избирателей. При этом представитель Gallup подтвердил, что явка была очень высокой.
Уже ночью ЦИК опубликовал результаты собственного подсчета голосов, которые назвал окончательными. Согласно этим данным, за третий срок Лукашенко проголосовали 86,2% граждан, пришедших в воскресенье на участки, то есть 77,3% от списочного состава, чего более чем достаточно для внесения поправки в конституцию. Результаты парламентских выборов (которые волнуют мировую общественность гораздо меньше) будут опубликованы позже.
Россия и остальное прогрессивное человечество
Еще до проведения референдума Венецианская комиссия Парламентской ассамблеи ОБСЕ заявила о его несоответствии европейским демократическим стандартам. Тем не менее, ОБСЕ, считающая нецелесообразной политическую изоляцию Белоруссии, направила на референдум своих наблюдателей. Кстати, эти наблюдатели пока не заявили о каких-либо грубых нарушениях, замеченных на избирательных участках. Впрочем, свой финальный доклад по поводу референдума в Белоруссии ОБСЕ опубликует только через две недели.
Что касается США, то еще 9 сентября Конгресс Соединенных Штатов принял проект "Акта о демократии в Белоруссии", запрещающего оказание какой-либо финансовой помощи этой республике, кроме гуманитарной и предполагающего введение других санкций против Лукашенко. США занимают достаточно жесткую позицию в отношении "белорусского диктатора", однако вряд ли могут серьезно повлиять на ситуацию в Белоруссии.
Что касается Москвы, то российский МИД назвал референдум "внутренним делом Белоруссии". До сих пор Кремль являлся хоть и капризным и жестким, но союзником режима Лукашенко, ставя подобную стратегическую связку выше в иерархии приоритетов, чем абстрактную свободу белорусского народа. Правда, возмущенная реакция на референдум государственных российских СМИ говорит о том, что в политике российской власти в отношении Лукашенко могли произойти изменения.
Выборы, во время которых Лукашенко сможет воспользоваться предоставленным ему вчера правом, назначены на 2006 год.
Елена Любарская