Россия решила сделать Украине подарок. 30 октября 2004 года на совещании у президента России Владимира Путина глава МВД России Рашид Нургалиев объявил, что по решению МВД, МИДа и Федеральной миграционной службы с 1 ноября 2004 года срок пребывания украинцев в России без регистрации при наличии миграционной карты с отметкой о пересечении границы увеличен до 90 суток. Остается вопрос - почему подобных привилегий в своей собственной стране лишены россияне?
В свете усиления борьбы с терроризмом, являющейся сегодня одной из любимых мантр российской власти, столь либеральное заявление Нургалиева звучит откровенным диссонансом. До недавнего времени силовики говорили об ужесточении регистрационного режима как одном из эффективных способов борьбы с преступностью, в том числе с терроризмом. Институт регистрации для МВД является настоящей священной коровой, и, как правило, чиновники этого министерства воспринимают любые шаги в сторону смягчения регистрационного режима крайне болезненно. Но при пожеланиях, исходящих с самого верха, мнения подчиненных имеют интересную тенденцию разворачиваться на 180 градусов.
В ходе моего визита на Украину и президент и премьер Украины ставили вопрос о двойном гражданстве. Учитывая особый характер отношений между Россией и Украиной, который сложился за много сотен лет, пока наши народы жили в составе единого государства, имея в виду этническую, религиозную, культурную и даже языковую близость, огромное количество родственных связей, смешанных браков, а также потребности наших экономик, мы должны прореагировать на этот сигнал.
В связи с таким режимом наибольшего благоприятствования гражданам самостийной Украины возникает совершенно резонный вопрос - а как же россияне? На сегодняшний день действует норма, согласно которой при переезде из одного города в другой гражданину России дается всего три дня для оформления регистрации. И житель Ростова-на-Дону, приехавший в Москву, должен кровь из носу уложиться с постановкой на учет в этот срок, а иначе ему грозят административные штрафы, не считая регулярных поборов со стороны милиционеров в метро.
Впору возмутиться - россияне становятся в своей стране гражданами второго сорта. Правда, Владимир Путин вроде бы высказал пожелание, чтобы россияне не оказались в худших условиях, чем иностранцы, и посоветовал сосредоточить внимание "не на ужесточении порядка передвижения, а на улучшении работы правоохранительных органов".
Но упрощение порядка передвижения и регистрации россиян явно не вписывается в планы Госдумы по ужесточению антитеррористического законодательства (в том числе о возможности введения в регионах режима террористической опасности, ограничивающего права россиян на передвижение).
И уж конечно подобные предложения очень не понравятся московскому мэру Юрию Лужкову и ряду его коллег-губернаторов, постоянно ратующих за ограничение въезда на их территорию иногородних. И, вероятнее всего, губернаторы будут активно сопротивляться введению подобной нормы для всех граждан России.
Помимо продления срока регистрации для украинских гостей наверху властной вертикали заговорили о возможном введении двойного гражданства. Россия на данный момент не признает двойного гражданства. Согласно ныне действующему законодательству, чтобы получить российское гражданство, претендент должен отказаться от гражданства другого государства. Впрочем, это положение не мешает многим русским евреям быть одновременно гражданами и России, и Израиля. Никаких двусторонних документов по этому поводу между Россией и Израилем подписано так и не было.
В пределах бывшего СССР Россия признавала двойное гражданство лишь с Туркменией. Соглашение об этом было подписано еще в 1994 году. Однако данное нововведение закончилось ничем. В 2003 году президент Туркмении Ниязов в ультимативной форме предложил туркменам с двойным гражданством сделать выбор - оказаться от российского гражданства или уехать из страны.
В некоторых странах институт двойного гражданства действует достаточно давно. Он существует в Англии, Израиле, Ирландии, Франции, Испании и Канаде. США, Бельгия, Италия и Нидерланды двойное гражданство не признают, но и не требуют жесткого отказа от прежнего гражданства при предоставлении нового. Одним из главных поводов для введения института двойного гражданства в этих странах было стремление таким образом решить демографические проблемы и привлечь новые квалифицированные кадры.
Но перспектива введения двойного гражданства с Украиной пока порождает одни вопросы, традиционно - без ответов. Как, например, будут служить в армии граждане с двойным гражданством и где они будут голосовать? Будут ли украинцы при наличии двойного гражданства служить в Чечне (если контртеррористическая операция там к моменту введения этого института все еще будет продолжаться)?
Спикеры обеих палат российского парламента уже заявили, что человек будет служить в армии той страны,в которой живет постоянно. Но как при этом определить, где человек живет постоянно, если институт прописки отменен?
И как быть с остальным вопросами? Если семья гражданина живет на Украине, а сам он приезжает на заработки в Россию, то в какой стране он должен платить налоги? Будут ли действовать ограничения для граждан с двойным гражданством при замещении определенных должностей на госслужбе? Может ли украинец с двойным гражданством стать президентом России и наоборот? Будут ли жители двух стран объявляться двойными гражданами автоматически или явочным порядком?
Известно, что к 2006 году у россиян будут паспорта нового образца, с биометрическими данными. Потребуется ли такие же паспорта вводить и на Украине? В противном случае - не приведет ли это к неравенству прав граждан двух стран и к осложнениям в работе правоохранительных органов?
Борис Грызлов и Сергей Миронов на эти вопросы не ответили. В ближайшее время они пока что намерены начать консультации по вопросу о двойном гражданстве с украинской Радой. Правда, в случае победы на президентских выборах на Украине Виктора Ющенко консультации могут застопориться. Ющенко не стремится проводить всемерную интеграцию с Россией, и уж тем более на уровне двойного гражданства. Да и украинская Рада, по словам наблюдателей, относится к этой идее без единодушия.
Но можно с уверенностью предположить, что будущее двойное гражданство - дело не ближайшего, а отдаленного будущего. Одно дело пожелание президента, и совершенно иное - воплощение пожелания в жизнь. Борис Ельцин весной 1996 тоже обещал, что в 2000 году в России призыва не будет, поскольку армия перейдет на контрактную основу. Спустя восемь лет после его обещаний в России продолжается призыв. И вполне возможно, что разбираться с проблемами двойного гражданства придется уже после президентских выборов 2008 года.
Сергей Карамаев