Жизнь в Палестинской Автономии скучной назвать трудно. Так что тот факт, что исход назначенных там на 9 января выборов президента был до вчерашнего вечера фактически предрешенным, не очень-то расстраивал международное сообщество. По данным всех исследований общественного мнения, примерно 40 процентов палестинских избирателей поддерживали Махмуда Аббаса - многолетнего соратника Ясира Арафата. Рейтинг других кандидатов безнадежно отставал от рейтинга Аббаса, так что голосование должно было стать почти безальтернативным.
Хотя отсутствие интриги в выборах президента ПА и снижало международное внимание к ним, Аббас казался всем вполне удачной кандидатурой. США и Израилю он был симпатичен тем, что заслужил славу умеренного политика, всегда публично осуждал теракты и считается одним из "архитекторов Осло" - заключенного в 2000 году израильско-палестинского соглашения о путях мирного урегулирования ближневосточного конфликта. Что касается палестинцев, то они были готовы голосовать за Аббаса потому, что именно он создавал ФАТХ вместе с Арафатом и всегда был вторым человеком в этой главной в ПА политической организации. На выборы Аббас шел как кандидат от ФАТХ, а на прошлой неделе о его поддержке заявили "Бригады мучеников аль-Аксы" - боевое крыло ФАТХ.
В биографии Махмуда Аббаса есть один интересный факт - после получения высшего образования в Каире он отправился в Москву, где учился в аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию. Правда, некоторые нарекания вызывает тема его научной работы - уже вернувшись домой он опубликовал книгу под названием "Тайные связи нацизма и сионизма".
Махмуд Аббас, известный также под псевдонимом Абу Мазен, родился в 1935 году в Сафеде. После образования государства Израиль он бежал за границу, где и принялся в конце пятидесятых за организацию движения палестинского сопротивления. На протяжении всей своей жизни он сопровождал Ясира Арафата, а когда в 2003 году лидера ПА заставили назначить премьер-министра - стал премьером. Правда, на этой должности Аббас продержался недолго - уже через несколько месяцев он подал в отставку, так как устал от борьбы с Арафатом за контроль над силовыми структурами.
Претензии к существовавшему до вчерашнего вечера предвыборному раскладу звучали в ПА с двух сторон. Во-первых, к бойкоту выборов призвал своих сторонников ХАМАС. Дело в том, что ХАМАС не согласен с самим фактом существования ПА, считая ее образование уступкой Израилю. Следовательно, выборы президента автономии являются, с точки зрения ХАМАС, бессмысленным делом.
Во-вторых, своим высоким рейтингом Аббас был обязан не столько собственной популярности, сколько политической машине ФАТХ, делящей с ХАМАС монополию на влияние на умы жителей ПА. Сам же он казался многим палестинцам слишком умеренным. Жители Западного берега и сектора Газа боялись, что он будет готов слишком многое отдать Израилю. Гарантом твердости духа Аббаса пообещали выступить "Бригады мучеников аль-Аксы". Представители этой организации заявили, что будут пристально следить за президентом и не дадут ему возможности изменить интересам палестинского народа.
Невысокая личная популярность Аббаса объяснялась еще и тем, что он, как и Арафат, был "тунисцем", то есть членом палестинского движения, проведшим много лет за границей. Именно Аббас и такие, как он, встали после возвращения из изгнания во главе ФАТХ. А за то время, пока они были за рубежом, в ПА выросло новое поколение борцов за свободу. Его представители почувствовали вкус политического лидерства во время интифады 1980-х годов, но сейчас "старики" оттеснили их от реального управления ПА. При этом Арафат и Аббас сотоварищи ассоциируются у палестинцев не только с истоками движения за освобождение Палестины, но и с коррупцией и своеобразным политическим истэблишментом. Молодые же политики, в свою очередь, позиционируются как выходцы из народа.
В мае 2004 года Марван Баргути был осужден на пять пожизненных заключений за убийство 26 израильских солдат и одного иностранца и отбывает заключение в одиночной камере. Во время процесса Баргути отрицал свою вину, а также отказывался признать над собой юрисдикцию израильского суда.
Именно один из таких политиков и сломал вчера Аббасу всю предвыборную стратегию. В среду, 1 декабря, за час до окончания регистрации кандидатов на пост президента ПА, жена палестинского лидера Марвана Баргути - Фадва Баргути принесла в ЦИК его документы. Марван не мог сделать этого собственноручно, так как в настоящий момент отбывает пожизненное заключение в израильской тюрьме. Если верить Фадве, то ее муж принял решение баллотироваться внезапно, под влиянием сотен писем, присланных простыми палестинцами, умолявшими его стать их президентом.
Спонтанного решения Баргути никто не ожидал, так как совсем недавно он заявлял, что поддержит Аббаса. Это заявление казалось вполне логичным, так как возможность управлять из тюрьмы даже таким небольшим государственным образованием, как ПА, кажется сомнительной. Высказаться в поддержку Аббаса Баргути должен был, по идее, и по соображениям партийной дисциплины, поскольку много лет являлся членом ФАТХ.
Выставив свою кандидатуру, Баргути, фактически, начал конкурировать с родным политическим движением. При этом шансов на победу у него гораздо больше, чем у Аббаса. Согласно соцопросам, проведенным в сентябре, он был третьим по популярности палестинским лидером. Первым тогда оказался ныне покойный Ясир Арафат, а вторым - лидер ХАМАС Махмуд Захар, который в выборах не участвует.
Таким образом, регистрация кандидатуры Баргути до неузнаваемости изменила предвыборную кампанию в ПА. Теперь она обещает стать достаточно горячей. На повестке дня предвыборных дискуссий наверняка окажутся такие вопросы, как отношение к использованию силы против Израиля (до тюрьмы Баргути являлся одним из лидеров интифады), предпочтительный способ мирного урегулирования ближневосточного конфликта (Аббас - сторонник "дорожной карты", а Баргути - одностороннего "плана Шарона") и ситуация в самой ПА (Баргути известен как борец против коррупции).
Хотя наблюдение за президентскими кампаниями обоих кандидатов и обещает быть любопытным, выдвижение Баргути не нравится ни лидерам ФАТХ, ни многим израильским политикам. Правда, в Израиле единства по данному вопросу нет. Хотя министр внутренних дел Сильван Шалом и заявил, что об освобождении Баргути не может быть и речи, президент Моше Кацав сказал, что обдумает возможность помилования кандидата в президенты ПА.
Далеко не факт, что Баргути на самом деле хочет стать президентом ПА. Вполне возможно, что он просто хочет выторговать у Израиля освобождение в обмен на снятие своей кандидатуры, а у ФАТХ - большее влияние на политическую жизнь. Какую бы игру ни начал вести Баргути, ясно, что новое поколение палестинских лидеров собирается отвоевать у сверстников Арафата немалую толику места под солнцем.
Елена Любарская