В понедельник в Северной Атлантике на авианосце "Адмирал Кузнецов" произошли сразу две аварийных посадки истребителей Су-33. В обоих случаях после того, как посадочный крюк (гак) истребителя цеплялся за трос аэрофинишера (специального устройства, которое сокращает пробег самолета по палубе после посадки), этот трос обрывался. Один самолет упал в океан и утонул. Второй Су-33 удалось удержать на палубе. В результате происшествий никто не пострадал. Когда один из истребителей вылетел за пределы палубы, летчику удалось катапультироваться, и его впоследствии подобрал спасательный вертолет.
Истребитель затонул на глубине 1100 метров. Как пишет "Коммерсант", Су-33 будет уничтожен - район его затопления забросают глубинными бомбами. Дело в том, что на истребителе установлена секретная аппаратура, включая систему опознавания "свой-чужой".
После того, как Су-33 упал с авианосца, на борт корабля были подняты "черные ящики" - они устроены таким образом, что при падении самолета в воду отстреливаются и всплывают. В настоящее время записи самописцев считывают и проверяют специалисты. Точную причину аварии установят лишь после их расшифровки.
Это авиапроисшествие стало первой аварией Су-33 во время посадки на авианосец. Однако до этого с 1991 года произошли еще четыре катастрофы, стоившие жизни двум летчикам. В 1991 году во время испытательных полетов Су-33 (тогда еще Т-10К-8) на тренажере НИТКА в Крыму на самолете знаменитого российского летчика Тимура Апакидзе отказала система управления. Пилоту удалось катапультироваться. В 1996 году во время захода на посадку в сложных метеоусловиях погиб пилот Виталий Кузьменко - тогда на "сушке" также отказала бортовая электроника.
11 мая 2000 года в Заполярье разбился истребитель с авиабазы "Североморск-3", который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. 17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне "Остров" под Псковом, упал Су-33, которым управлял Тимур Апакидзе. На этот раз пилот катапультироваться не успел...
По мнению госкомиссии, Апакидзе погиб "вследствие психофизической перегрузки". Пилот высочайшего класса тогда отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из маневров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной.
Были и другие, не столь трагичные происшествия. 18 октября 2004 года во время маневров авианосной корабельной группы Северного флота в северо-восточной Атлантике экипаж штурмовика Су-25УТГ совершил "жесткую посадку" на палубу "Адмирала Кузнецова". Во время посадки пилот так "приложил" штурмовик о палубу, что у Су-25 сломалась стойка шасси. В результате пострадало карбидокремниевое огнеупорное покрытие палубы авианосца, и его пришлось ремонтировать. В этой аварии, кстати, самолет и авианосец спас именно аэрофинишер - штурмовик успел зацепиться гаком за трос, и когда самолет понесло по инерции на палубную надстройку, то трос остановил его.
Гибель современного истребителя для ВМФ России - потеря достаточно чувствительная. Однако сделать определенные выводы и избежать в ближайшем будущем подобных аварий удастся вряд ли. Даже самые опытные пилоты палубной авиации - американцы, периодически теряют самолеты. Происходит это не только по техническим причинам. Посадка на палубу авианосца - одна из самых сложных задач в авиации. Даже при том, что современные авианосцы ( в том числе и "Кузнецов") оборудованы специальными электронными системами, которые помогают сажать истребитель, аварии происходят постоянно. К примеру, только в 2002 году в американских ВМС произошло три подобных происшествия. В результате двух из них самолеты утонули.
Самолеты падают не только вследствие ошибок экипажей, но и из-за технических неисправностей. Так недавно Пентагон выяснил, что палубные истребители F/A-18 летали с неисправными тормозами, что привело к целому ряду катастроф. Однако и ошибки пилотов тоже стоят военному бюджету США миллионов долларов.
Российская морская авиация находится в гораздо более сложном положении, чем американская. Из-за проблем с единственным российским авианосцем - "Адмиралом Кузнецовым", который с 1996 по 2004 год находился в ремонте, полеты палубных истребителей и штурмовиков были прекращены на долгие годы. Только прошлом году сначала возобновились тренировки на крымском тренажере НИТКА, а затем, к сентябрю пилоты стали взлетать с палубы отремонтированного корабля.
Восстановление палубной авиации в 2004 году проходило с трудом. После завершения тренировок на тренажере НИТКА, имитирующем палубу "Кузнецова", к полетам с настоящего авианосца были готовы всего 18 пилотов, из которых восемь человек могли совершать ночные взлеты и посадки.
В течение последнего года "Адмирал Кузнецов" проходил различные испытания, в том числе и авиационных компонентов. Нынешний дальний поход авианосца - это своего рода экзамен, проверка боеготовности всех систем корабля. ТАВКР в составе боевой группы уже поучаствовал в учениях в Северной Атлантике, и когда произошла авария, направлялся на базу Северного флота в Североморск.
Разумеется, перед такими учениями все системы авианосца прошли тщательную проверку, но гарантировать, что в таком сложном механизме, каким является современный боевой корабль, после ремонта все компоненты будут работать идеально, никто не может.
Впрочем, по мнению специалистов, ситуация, когда самолет не смог зацепить гаком трос аэрофинишера, предусмотрена инструкциями. В этом случае пилот должен включить форсаж и попытаться взлететь, чтобы совершить повторную посадку. Палуба "Кузнецова" имеет специальный трамплин, который помогает самолету при взлете. Тем не менее, по данным "Коммерсанта", руководитель полетов приказал подполковнику Юрию Корнееву, который пилотировал истребитель, катапультироваться.
Во вторник по факту аварии было возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полета). Однако по данным на момент написания этого материала прокуратура не рассматривала в качестве основной версии ошибку пилотирования. Скорее всего, причиной гибели истребителя стоимостью в несколько миллионов долларов будет признана неисправность аэрофинишера.
Павел Аксенов