Сразу несколько видных деятелей Республиканской партии США оказались втянуты в коррупционные скандалы. Демократы уже обвинили своих оппонентов в том, что они занимаются "культивированием коррупции" в Белом доме. Ситуация в Вашингтоне такова, что любой серьезный просчет президентской администрации способен привести к политическому землетрясению.
След Чейни
Главный советник по вопросам политики, "правая рука" и "мозг" Джорджа Буша, "архитектор обеих его предвыборных кампаний" Карл Роув в пятницу, 14 октября, в четвертый раз предстал перед большим жюри, расследующим дело об утечке информации из Белого дома. Как сообщило AP, Роуву дали последний шанс доказать, что он не причастен к рассекречиванию имени тайного агента ЦРУ Валери Плейм.
О чем спрашивал высокопоставленного чиновника президентской администрации специальный прокурор Патрик Фицджеральд, держится в тайне. Перед очередным визитом "мозга" Буша в суд американская пресса обращала внимание на любопытную деталь. Представители специальной комиссии впервые были не готовы гарантировать Роуву того, что в ходе заседания ему не предъявят обвинение.
Впрочем, в этот раз все обошлось. Как сообщил после пятничного заседания большого жюри адвокат Роува Роберт Ласкин, обвинение не предъявлено. Более того, главный советник президента по-прежнему проходит по делу как свидетель, а не как подозреваемый. Однако, уверяют источники The Washington Post в Белом доме, выйти сухим Роуву не удастся - не пройдет и двух недель, как ему будут предъявлены обвинения. И похоже, что скандал способен испортить настроение не только Роуву и другому фигуранту этого дела - главе аппарата вице-президента США Дика Чейни Льюису Либби.
В выходные в газете The New York Times появилась очередная статья Джудит Миллер - репортера издания, которая провела 86 дней в тюрьме за отказ назвать имя человека, от которого узнала о секретном агенте ЦРУ. В этот раз журналистка рассказала, о чем ее спрашивали во время последнего выступления перед большим жюри на прошлой неделе. Суд интересовало, мог ли Либби, который сообщил Миллер о тайном агенте ЦРУ, рассекретить информацию по заданию своего непосредственного начальника - Дика Чейни.
Имя Джорджа Буша в скандале не фигурирует, однако в случае признания Роува, Либби или Чейни виновными в утечке информации из Белого дома непременно пострадает президент и, возможно, сильней других. Кое-кто в Вашингтоне уже вспоминает Уотергейт. По мнению аналитиков, ситуация в Вашингтоне такова, что любой серьезный просчет президентской администрации способен привести к политическому землетрясению. А рассекречивание агента ЦРУ в наказание за публичную критику действий администрации - это серьезный просчет.
Под огнем критики
Напомним, что самый громкий за последние тридцать лет конфликт между властью и прессой в США разразился два года назад после того, как в СМИ прошла серия публикаций, в которых сообщалось имя секретного агента ЦРУ Валери Плейм - жены бывшего дипломата Джозефа Уилсона. Сразу после этого Уилсон заявил, что утечка произошла по вине Белого дома в наказание за опубликованную им критику администрации президента. В частности, Уилсон обвинил Белый дом в подтасовке фактов по ядерной программе Ирака.
Это не единственный скандал, в который оказался вовлечен Белый дом и его нынешние хозяева-республиканцы. В последнее время партия президента буквально погрязла в скандалах. Уголовные обвинения предъявлены бывшему лидеру большинства в Палате представителей Конгресса США Тому Делею и бывшему главе Управления политики федеральных закупок США Дэвиду Сафавиану. Лидера сенатского большинства Билла Фриста обвиняют в нарушении правил торговли акциями. В результате все громче становятся упреки в адрес Джорджа Буша и его политики.
Бросает тень на Белый дом и продолжающееся расследование деятельности известного лоббиста Джека Абрамоффа, который внес 100 тысяч долларов на предвыборную кампанию Джорджа Буша в 2004 году, а недавно был обвинен в финансовом мошенничестве. Сейчас деятельность Абрамоффа расследуют сразу две комиссии - правительственная и сенатская. И пока они продолжают свою работу, никто в правительстве не может быть спокоен. "Он из тех людей, которые вызывают повышенное беспокойство," - говорит бывший конгрессмен Вин Вебер (Vin Weber). По его словам, у Джека Абрамоффа было много связей, он мог дотянуться до любого, и теперь те, до кого он дотянулся, очень волнуются.
Скандал вокруг Абрамоффа уже приводит к неожиданным потерям: на прошлой неделе была отозвана кандидатура Тимоти Флэнигана, которого Джордж Буш предлагал на пост помощника генерального прокурора - человека номер два в Министерстве юстиции. Давая свидетельские показания в юридической комиссии Сената, Флэниган дал понять, что у него были связи с Абрамоффым: он лично контролировал действия Джека Абрамоффа и перевел на счет его фирмы 1,7 миллиона долларов.
Есть вопросы у следователей и к главе Комитета по регулированию работы Палаты представителей Роберту Нею. Как выяснилось, в 2002 году он ездил в Шотландию, где очень приятно провел время и за счет Абрамоффа поиграл в гольф.
"Дело Джека Абрамоффа - это кость в горле для каждого, - говорит лоббист Чарльз Блэк. - Я даже понятия не имею, кто еще может оказаться связанным с ним".
"Уотергейты случаются на втором сроке"
Большинство нынешних скандалов никак не связаны друг с другом, однако вместе они становятся серьезным испытанием для Белого дома, ослабленным чередой политических провалов. Ирак, нерасторопность властей при ликвидации последствий урагана "Катрина", высокие цены на бензин - ничто не забыто.
Правительство погрязло в том, с чем обещал бороться Джордж Буш в ходе своей предвыборной кампании пять лет назад. "Мы будем спрашивать не только о том, что законно, но и о том, что правильно. Мы будем делать не только то, что юристы позволят, но то, чего заслуживают люди", - заявил Джордж Буш в октябре 2000 года. Обещания понравилось избирателям, уставшим за годы президентства Билла Клинтона от постоянных политических скандалов.
Четыре года своего первого президентского срока Буш честно держал слово. И американцам не пришлось следить за деятельностью семи независимых комиссий и процедурой импичмента, как при Клинтоне. Правды ради стоит сказать, что сдержать слово Бушу было не так уж сложно. С тех пор как в 1994 году республиканцы получили большинство в обеих палатах американского парламента, они контролируют основные комитеты.
Однако для мирного завершения второго срока одного контроля над парламентом оказалось явно недостаточно. Вскрывшиеся в последние месяцы злоупотребления властью вызывают недовольство не только у демократов, но и многих республиканцев.
Крупные политические скандалы обычно случаются во время второго президентского срока, говорит Ларри Сабато, исследователь из Университета Вирджинии. Уотергейт Ричарда Никсона, Ирангейт Рональда Рейгана, история с практиканткой Белого дома Моникой Левински - все это произошло во время второго президентского срока. "Даже если первые годы нового президента и обошлись без скандалов, характерная особенность американской политической системы заключается в том, что они обязательно будут во втором", - говорит Сабато.
Республиканцы уверяют, что неприятности, возникшие у некоторых видных членов их партии, не приведут к снижению популярности у избирателей. По словам республиканца Джека Кингстона, избирателей волнуют не случаи аморального поведения партийных функционеров, а высокие цены на бензин.
Иначе считают демократы. Они стараются воспользоваться ситуацией и настроить против правительства тех, кто в следующем году придет на избирательные участки. Демократы уже обвинили своих оппонентов в том, что они занимаются "культивированием коррупции" в Белом доме. И похоже, что попали в яблочко. Согласно социологическим исследованиям, только 28 процентов американцев считают, что страна идет "правильным курсом". Это даже меньше, чем во время второго президентского срока Билла Клинтона. Половина американцев хочет, чтобы после 2006 года Конгресс контролировали демократы, а не республиканцы. И только 39 процентов заявили об обратном.
Падает и рейтинг президента. Согласно исследованию компании Pew Research Center, в октябре он достиг исторического минимума. Действия Буша на посту президента одобряют лишь 38 процентов американцев, впервые с тех пор, как Буш пришел в 2001 году к власти, отрицательно годы его президентства оценивают большинство американцев.
Чтобы окончательно не потерять лицо, республиканцы должны доказать, что случаи коррупции единичны и не носят массового характера. Однако создается такое ощущение, что идти в атаку некому. Главный советник Буша по вопросам политики настолько занят собственными проблемами с законом, что уже не способен исполнять свои прямые обязанности. К тому же, к его советам перестал прислушиваться президент. По информации собеседников The Washington Times, Буш решил назначить на вакантную должность в Верховном суде США своего друга и одно время личного адвоката Харриет Миерс без согласования с Роувом. При этом, добавляет источник, Роув едва ли был в состоянии повлиять на решение Буша.
Чтобы потопить неуправляемое судно, как известно, достаточно и небольшой волны. Между тем, по меткому выражению республиканца Джозефа Дидженова, погодные условия в Вашингтоне все больше напоминают "идеальный шторм". Какой из Джорджа Буша фермер, хорошо известно. Теперь, похоже, нам предстоит узнать, какой из него кормчий. Причем ждать осталось совсем недолго - 28 октября независимая комиссия, расследующая дело об утечке информации из Белого дома, должна отчитаться о результатах своей работы и, если нужно, предъявить обвинения.