Белорусская бульба в пустыне Гоби Александр Лукашенко нашел общий язык с Пекином

Тяжела доля руководителя государства, который не хочет играть в современном мире по правилам, написанным западными политиками под чуткую диктовку Вашингтона. Такому изгою приходится ютиться в обществе себе подобных или искать поддержки у тех немногих стран, которые имеют вес, но не желают мириться с диктатом США. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в нестройных рядах изгоев считается одним из первых, поэтому его декабрьский вояж в Китай объясняется элементарной логикой - Поднебесная упрямо ведет свою, самостоятельную политику, и дружбы с Пекином домогаются все, кто, так или иначе, прогневил обитателей Капитолийского холма.

Еще в конце ноября, отвечая на вопросы китайского агентства "Синьхуа", белорусский лидер сделал любопытное заявление. По словам Лукашенко, его страна, расположенная, как известно, фактически в самом центре Европы, на границе с ЕС, готова представлять здесь интересы Китая. Президент дал понять, что видит развитие контактов с КНР не только как способ для получения обоюдной выгоды, но и как еще одно доказательство того, что до международной изоляции Белоруссии, о которой так много говорят на Западе, ой как далеко. "У нас прекрасные отношения с Китаем, население которого насчитывает около полутора миллиарда человек. Здесь гигантскими масштабами развивается экономика. Пока мы развиваем такие отношения, мы не можем быть изолированы", - заявил Лукашенко.

Батька, надо отдать ему должное, повел себя в первую очередь как хозяйственник, а не политик. Он не стал зацикливаться на своем предстоящем визите в Китай как на еще одном поводе доказать всему свету, что силенок для противостояния с США у него пока хватает. Основными целями поездки, по словам Лукашенко, должны были стать исключительно вопросы экономического характера, благо, с КНР сейчас можно сотрудничать хоть в области космонавтики, хоть в производстве гигиенических средств. Президент подчеркнул, что Белоруссия взяла для своего развития все лучшее именно из китайского опыта. Как результат - 8-10 процентов роста ВВП ежегодно.

Лукашенко считает, что "мощная китайская экономика", развиваясь, способна дать хороший дополнительный импульс и к развитию белорусской экономики, поддержать ее и открыть для нее новые возможности. Одним словом, у Батьки родилась идея привить "китайское экономическое чудо" на плодородной белорусской почве. Тут, правда, существует опасение, что китайцам выгоднее будет просто завалить "свой форпост в центральной Европе" дешевым ширпотребом, что вряд ли скажется положительно на белорусском ВВП. Но Лукашенко такие перспективы не страшат, а может быть, президент действительно искренне верит, что его товары смогут на равных конкурировать с китайскими изделиями, перед которыми, кажется, капитулировал весь остальной мир.

Как бы ты не выступал против Востока, все равно туда пойдешь, чтобы сбыть свою продукцию. Зачем наступать на грабли?

Президент Белоруссии Александр Лукашенко

Впрочем, без политики все же не обошлось. Но она в данном случае только способствует взаимодействию двух стран. По крайней мере, не мешает. Как констатировал Лукашенко, у Белоруссии и Китая нет противоречий в вопросах внешней политики, и они придерживаются "единой точки зрения на развитие мировых процессов". "Китай может сотрудничать с Беларусью без оглядки, - заявил президент. - Мы никогда не подставляли КНР и выполняли все двусторонние договоренности. У нас нет закрытых тем для контактов с Китаем".

На фоне такого, не омраченного ничем, взаимопонимания Лукашенко и прибыл в Пекин. Итоги визита проще всего отследить с помощью белорусского информагентства БЕЛТА, где все 10 заметок из первой десятки новостей были посвящены исключительно пребыванию Александра Григорьевича в Поднебесной. Почитаем заголовки: "Беларусь и Китай готовы интенсифицировать развитие контактов в сфере туризма", "Беларусь и Китай определили перспективы развития межрегиональных контактов", "Беларусь и Китай намерены продолжить контакты на высшем уровне", "КНР намерена создать в Беларуси ряд новых совместных предприятий", "Экономический эффект от визита президента Беларуси в КНР составляет порядка 0,5 миллиарда долларов", "К 2010 году объем товарооборота между Беларусью и Китаем должен достичь 2 миллиардов долларов", "Китай поддерживает скорейшее присоединение Беларуси к ВТО", "КНР планирует инвестировать в вузы Беларуси, где обучаются китайские студенты", "Китай готов предоставить Беларуси значительные кредиты для реализации проектов" и, наконец, "Завершился визит президента Беларуси в КНР".

Александр Лукашенко и Ху Цзиньтао, фото агентства

Александр Лукашенко и Ху Цзиньтао, фото агентства "Синьхуа"

Lenta.ru

Если отбросить весь непременный в подобных случаях официоз, то результаты встреч Лукашенко с председателем КНР Ху Цзиньтао сводятся к тому, что Батька привез на родину контрактов на полмиллиарда долларов и договорился о китайской поддержке Белоруссии по вопросу вступления в ВТО, не говоря уже про членство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Лукашенко убежден, что на данном этапе для Минска это "очень важно". По его мнению, от участия в ШОС республика может получить солидные экономические и политические дивиденды. Китайцы в этом вопросе Лукашенко поддержали, а поскольку Россия и Китай, как утверждает Лукашенко, являются "ведущими странами" в организации, то присоединение Белоруссии к ней не за горами.

Расточая комплименты в адрес ШОС, Лукашенко, раз уж речь зашла о геополитике, не удержался от порции критики в адрес "Сообщества демократического выбора", о создании которого было объявлено в Киеве лидерами Украины и Грузии. Александр Григорьевич с присущей ему лапидарностью четко сформулировал то, что в завуалированном виде говорят противники равнения на Запад. "Выбрали так называемую демократию - идите этим путем. Зачем выступать против Востока и идти на Запад? Во-первых, на Западе они никому не нужны. Во-вторых, с чем они идут на Запад? Что они принесут? Преступность, разбой, бандитизм? Покажут, как надо захватывать власть неконституционным путем? Если какие-то европейские лидеры и приветствуют подобные вещи, то только в других государствах, а не у себя", - заявил Лукашенко. И вообще, полагает он, у "Сообщества" нет никакого будущего, поэтому и на его создание следует реагировать спокойно. "Хотят собраться, потусоваться перед телекамерами - на здоровье", - резюмировал президент.

Отношения между Китаем и Белоруссией вышли на новый этап полномасштабного развития и стратегического сотрудничества...Вы остаетесь самым хорошим другом для китайского народа

Председатель КНР Ху Цзиньтао

По итогам визита Лукашенко в Пекин было подписано более десятка межведомственных и межправительственных соглашений (в том числе меморандум о взаимном признании полностью рыночного статуса экономик, соглашение о сотрудничестве в сфере журналистики и средств массовой информации), 20 контрактов на уровне предприятий и совместная декларация о дальнейшем развитии сотрудничества. По словам белорусского лидера, стороны достигли договоренности о строительстве в Белоруссии ряда совместных предприятий в области высоких технологий, в которые Китай готов инвестировать "огромные суммы". В свою очередь, белорусские компании намерены принять участие в освоении развивающихся регионов на северо-западе КНР, прежде всего — в области сельского хозяйства. Неизвестно, приживутся ли труды белорусских колхозников в пустыне Гоби, но Лукашенко считает, что осуществление перечисленных проектов позволит поднять объем двустороннего товарооборота к 2010 году до 1,5-2 миллиардов долларов.

Китайские руководители в своих комментариях к переговорам использовали настолько обтекаемые фразы, что выудить из них какую-либо конкретику крайне проблематично. Правда, председатель КНР Ху Цзиньтао выразил свою признательность Лукашенко за "неоценимую поддержку", оказываемую Китаю по тайваньской проблеме (Лукашенко в ответ сказал, что Минск по-прежнему привержен политике "одного Китая"). Цзиньтао подчеркнул, что Китай уважает выбор Белоруссии в отношении ее внутриполитического курса, внешней политики и модели экономического развития, ну и, конечно, пообещал Лукашенко поддержку в славном деле вступления в ВТО.

При всем внешнем равноправии партнеров очевидно, что Белоруссия в диалоге Пекин-Минск играет роль второй скрипки и в этом взаимодействии все, по большому счету, зависит от доброй воли КНР. В том числе и судьба белорусских агропромышленных опытов в пустыне Гоби. То, что Лукашенко согласен быть "младшим братом" Поднебесной, белорусский президент в форме шутки раскрыл на встрече с председателем Оргкомитета Олимпийских игр "Пекин-2008", членом Политбюро ЦК КПК Лю Ци. "Хочу сказать: по тем видам спорта, где мы будем жестко конкурировать, мы согласны, чтобы китайские спортсмены выиграли золотые медали, а мы - серебряные", - заявил Лукашенко. Стоять вторым сразу за миллиардом китайцев - это, согласитесь, перспективно и почетно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше