Для большинства людей по эту сторону экватора время с декабря по март - это всего лишь самые холодные месяцы, окончания которых ждут с нетерпением. Однако есть и такие, для которых это время самое горячее и волнующее - речь идет о представителях американской киноиндустрии. С начала декабря в США начинается активная подготовка к главному ежегодному событию для обитателей Голливуда, "Оскару". Одно за другим подводят итоги уходящего кинематографического года различные объединения кинокритиков. Затем наступает очередь "Золотого глобуса", который нередко становится последней ступенькой на пути к "Оскару". Номинанты на него уже объявлены.
Любит - не любит
Последние два года для пары "Золотой глобус"-"Оскар" стали показательными, продемонстрировав, насколько мнения аккредитованной при Голливуде Ассоциации иностранной прессы и Американской академии киноискусства могу совпадать либо расходиться. "Золотой глобус-2004" угадал оскаровских победителей во всех главных номинациях - лучший фильм ("Властелин колец. Возвращение короля"), лучший режиссер (Питер Джексон), лучший актер (Шон Пенн), лучшая актриса (Шарлиз Терон), лучший актер второго плана (Тим Роббинс), лучшая актриса второго плана (Рене Зельвеггер).
Совсем иначе сложились отношения у этой сладкой для голливудских деятелей парочки на следующий год. Лучшему фильму "Глобуса", "Авиатору" Мартина Скорсезе, на "Оскаре" пришлось довольствоваться лишь второстепенными наградами да призом за лучшую женскую роль второго плана (Кейт Бланшетт). Приз за лучший фильм ушел к главному ковбою Америки Клинту Иствуду. Кроме того, вместо Леонардо ди Каприо, получившего "Глобус" за роль Ховарда Хьюза у Скорсезе, на сцену кинотеатра Kodak за призом в номинации "лучшая мужская роль" поднялся Джейми Фокс, сыгравший в фильме "Рэй" знаменитого джазмена. Совпали оценки иностранных журналистов и киноакадемиков только в номинациях "лучший режиссер" (Клинт Иствуд) и "лучшая актриса" (Хилари Суонк).
American boy
В зимних соревнованиях Голливуда двух последних лет главная интрига выделялась без особого труда. Даже у не слишком искушенных кинозрителей рождался естественный интерес - признают ли критики успех амбициозного новозеландца Питера Джексона в попытке покорить толкиеновскую эпопею? Отметят ли, наконец, должным образом заслуги Мартина Скорсезе? На этот раз главный игрок начавшегося оскаровского забега - картина режиссера Энга Ли "Горбатая гора" - выглядит не столь естественно в этой роли.
С одной стороны, это объясняется вот каким фактом: обычно фавориты кичатся огромными бюджетами и громкими именами, однако на этот раз сложилась ситуация, не имеющая прецедентов в истории "Глобуса". Все пять номинантов в категории "лучший драматический фильм" сняты независимыми киностудиями за суммы, не превышающие 30 миллионов долларов. Вот они, эти низкобюджетные счастливцы: "Горбатая гора" Энга Ли, "Спокойной ночи и удачи" Джорджа Клуни, "Преданный Садовник" Фернанду Мейреллиша, "Оправданная жестокость" Дэвида Кроненберга и "Матч-Пойнт" Вуди Аллена. Собственно, размеры их бюджетов перестают удивлять при взгляде на имена режиссеров. Все они поклонники авторского кино, в том числе и Джордж Клуни, который деньги зарабатывает на блокбастерах, а удовольствие получает в лентах совсем не коммерческих.
И все же трудно сказать, почему ценителей кино так сильно привлекает именно скучноватая сага о двух пастухах нетрадиционной сексуальной ориентации. Хвалу "Горбатой горе" воспело сначала жюри Венецианского кинофестиваля, вручившее ей "Золотого льва", а затем Лос-Анджелесская ассоциация кинокритиков, признавшая ее лучшим фильмом года. Надо сказать, что и та, и другая оценки также учитываются при прогнозировании итогов грядущего "Оскара". "Золотой Глобус" подхватил эстафету, номинировав ленту в семи категориях, среди которых и самые лакомые. Кроме Энга Ли и самого фильма, претендентами на награду стали исполнитель одной из главных ролей Хит Леджер, актриса второго плана Мишель Уильямс, сценаристы Ларри Макмертри и Диана Оссана, авторы саундтрека в целом и заглавной песни в частности.
Зрителям еще предстоит оценить эпическую историю любви двух американских ковбоев, которая разворачивается под расслабляющую музыку на фоне пустынных равнин. "Горбатая гора" только вышла в американский прокат, а в большинстве других стран ее увидят лишь в январе-феврале 2006 года. Так что пока нет возможности подкрепить данными о кассовых сборах некоторое недоумение по поводу симпатии критиков именно к этой картине. А ведь на ее фоне игроком посильнее выглядит, к примеру, стильный и захватывающий черно-белый фильм Джорджа Клуни о самых темных временах в современной истории США - 50-х годах, когда с подачи ненасытного сенатора Маккарти в стране велась беспощадная и несправедливая "охота на ведьм".
Награда Ассоциации иностранных журналистов Голливуда "Золотой глобус" в области художественного кино и телевидения вручается с 1944 года. В начале 2006 года состоится 62-я церемония вручения "Глобусов". "Золотой глобус" считается второй по значимости кинематографической наградой Америки после "Оскара" и телевизионной - после "Эмми". Победители премии определяются с помощью голосования среди сотни журналистов, которые представляют в Голливуде иностранные издания.
Конечно, по сравнению с гигантами вроде "Властелина колец" или "Титаника", кассовые сборы "Спокойной ночи и удачи" в США в размере 21 миллиона долларов с лишним выглядят смешными. Но надо учитывать, что бюджет фильма составил всего 7,5 миллиона долларов, то есть он уже почти трижды окупился. Справедливости ради отметим, что как раз на "Золотом глобусе" фильм Клуни, в общем, не обидели, определив его в четыре номинации. Три из них - "лучший фильм", "лучший режиссер" и "лучшая мужская роль" - относятся к высшему разряду.
Среди номинантов на "лучший фильм" есть еще одна картина, повествующая о нелегкой жизни в Америке. Главный герой "Оправданной жестокости" в исполнении Виго Мортенсена жил нормальной жизнью нормального американца, пока в один прекрасный день ему не выпадает несчастье предотвратить ограбление. После этого он становится не только героем местной прессы, но и мишенью бандитов, которые принимают его за другого человека. Действие только двух фильмов в этой категории разворачивается за пределами Соединенных штатов: Вуди Аллен, известный своей любовью к Нью-Йорку, неожиданно поселил своих героев в британской столице, а бразилец Фернанду Мейреллиш и вовсе отправил Рэйфа Файнса, ожесточившегося из-за смерти жены, в Африку.
Джексон против Спилберга
"Маргинальность" номинации "лучший фильм" несколько компенсируется присутствием среди претендентов на приз за лучшую режиссуру таких монстров Голливуда, как Стивен Спилберг и Питер Джексон (после трилогии "Властелин колец" последний вполне заслуживает считаться монструозным). В компании с теми же Энгом Ли, Джорджем Клуни, Вуди Алленом и Фернанду Мейреллишем они выглядят более близкими широкому зрителю. Особенно это верно для Джексона, который обеспечил кинопрокатчикам твердую посещаемость кинотеатров на ближайший месяц своим суперсовременным ремейком легендарного "Кинг-Конга". Если сам фильм, построенный в первую очередь на спецэффектах, не мог, возможно, претендовать на звание главного кинособытия года, то уж Джексон, вложивший в него весь свой напор и энергию, точно заслужил место в номинации "лучший режиссер".
Спилберг, в свою очередь, решил напустить туману, отказавшись от промоушна своей новой картины "Мюнхен". Сюжет этой отнюдь не фантастической картины, как можно было бы ожидать от признанного мастера в этом жанре, основан на реальных событиях. Речь идет о гибели израильской делегации на Мюнхенской олимпиаде в 1972 году и последовавшей за этим операции "Моссада" по устранению организаторов теракта. Конечно же, хоть и справедливая, но все-таки месть оборачивается для самих тайных израильских агентов грустными последствиями. Сомневаться в том, что Спилберг, одинаково блестяще показавший себя в "Парке Юрского периода" и "Списке Шиндлера", и на этот раз сможет приковать зрителя к экрану на все время фильма, не приходиться. По крайней мере развернуться режиссеру было где. Исторический материал, взятый им за основу, гораздо больше походит на сценарий к фильму, чем на реальные события.
Нетрадиционный выбор
Нынешний "Золотой глобус" оказался богат примерами из жизни секс-меньшинств и транссексуалов. Особенно это видно на примере номинаций "лучший драматический актер" и "лучшая драматическая актриса", в которые попали трое исполнителей, взявшихся "изменить" ради роли ориентацию или даже пол.
Больше всех из них критикам различных ассоциаций приглянулся Филипп Сеймур Хоффман, сыгравший писателя с нетрадиционной ориентацией Трумена Капоте в одноименном фильме Бенетта Миллера. Лучшим актером года его единогласно признали Лос-Анджелесская и Нью-Йоркская ассоциации кинокритиков, а теперь, возможно, признает и Ассоциация иностранной прессы Голливуда. Претендующий на звание лучшего актера Хит Леджер сыграл одного из влюбленных ковбоев в "Горбатой горе", утвердив за собой репутацию хорошего драматического актера, которую он смог завоевать своей ролью в "Братьях Гримм" выдумщика Терри Гиллиама. Компанию ему составил восходящая звезда Голливуда и бойфренд экранной возлюбленной Человека-паука Кирстен Данст Джейк Гилленхаал, у которого, видимо, еще все впереди.
В номинации "лучшая драматическая актриса" заявлена Фелисити Хаффман, сделавшая сложный кульбит в фильме "Трансамерика" - она перевоплотилась в мужчину, стремящегося стать женщиной. Как мы помним, похожим путем пришла к своему первому "Оскару" за фильм "Парни не плачут" Хилари Суонк, правда наличие у Хаффман таких конкуренток, как Гвинет Пэлтроу и Шарлиз Терон, усложняют задачу актрисы.
Как отмечают многие критики, материнство явно пошло Пэлтроу на пользу. По крайней мере, в паре с Энтони Хопкинсом в фильме "Доказательство" она выглядит чуть ли не достойнее признанного мэтра. Тэрон же продолжает старательно скрывать свою красоту, превратившись в фильме "Северная страна" в усталую шахтершу, не желающую мириться с дискриминацией женской части коллектива. Вообще, этим двум голливудским дивам досталось в последние годы достаточно наград и от иностранных журналистов и от киноакадемиков, так что они могли бы и уступить дорогу.
Кроме Леджера, Терон и Пэлтроу на "Золотой глобус" претендует еще один обладатель громкого имени - дебошир Рассел Кроу. Он обеспечил отличную рекламу своему новому фильму "Человек-золушка" (который в российском прокате превратился в "Нокдаун"), запустив телефоном в голову служащему отеля в мае 2005 года. Видимо, еще не до конца вышел из роли боксера-тяжеловеса, которому приходится сражаться не только с противниками, но и с ударами судьбы. Вообще, Кроу смотрится в таком амплуа чрезвычайно гармонично, особенно когда месит бока соперникам, но инцидент в нью-йоркском отеле ему вряд ли сойдет с рук.
Единственным чернокожим претендентом на один из ключевых "Глобусов" стал актер Терренс Ховард, сыгравший мемфисского сутенера с внезапно напавшим на него кризисом среднего возраста. В прокате фильм прошел довольно тихо, так что невольно закрадывается подозрение, что члены ассоциации просто побоялись навлечь на себя недовольство чернокожего населения Америки сплошь "белым" списком номинантов.
Как обычно, в самом начале следующего года - на этот раз 16 января - голливудский бомонд соберется за столиками на обеде у Ассоциации иностранных журналистов. Тогда и станет известно, хватило ли пороху "Горбатой горе" и не повредило ли спилберговскому "Мюнхену" отсутствие рекламы. Задача перед представителями прессы стоит непростая - выбор, который им нужно будет сделать, очевидным не назовешь.
Екатерина Рогожникова