В истории российского подводного флота, или, как говорят моряки, подплава, встречается масса удивительных фактов. Конечно, нынешнее столетие этого класса боевых кораблей - событие значительное, но сама дата кажется условной. С высочайшего указа императора Николая II от 19 марта 1906 года начинается официальная история подводного флота России как самостоятельного рода сил ВМФ, хотя подобных "отправных точек" на его пути было множество. К началу века, получив значительный опыт боев в акватории Порт-Артура, военно-морским теоретикам удалось убедительно доказать, что подлодки не просто имеют право на существование, но и могут эффективно действовать против кораблей противника.
По следам первых подводников
Если верить наблюдениям зарубежных историков, то своеобразным прологом в создании подводного флота мог служить опыт северных славян, которые использовали подводный способ передвижения на лодках для внезапного нападения на турок.
В записках французского философа Фурнье, который побывал в Константинополе в 16 веке, можно встретить такое любопытное замечание: "Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости, - они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов. Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я почитал рассказы выдумкой. А теперь я лично говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега". Историк из Франции Монжери в книге "О подводном мореплавании и войне" подтвердил сведения своего соотечественника, описав предположительное устройство подводных судов запорожских казаков: "Запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, покрывать в погруженном состоянии большие расстояния, а затем уходить в обратный путь под парусами". По мнению исследователя, воины обшивали челны кожей, создавая герметичную палубу. Над ней находилась специальная шахта для обзора и управления судном, через которую подавался и воздух. Двигалась "подлодка" на веслах, они крепились к бортам при помощи герметичных кожаных манжет. Это все известные на сегодня сведения о первых боевых "потаенных судах".
Кстати, этот термин, пожалуй, первый в России, примененный для характеристики такого рода лодок. Придумал его уроженец подмосковного села Покровское, мастер-плотник Ефим Никонов, работавший на судоверфи по рекрутскому набору. В 1718 году он послал на имя Петра I челобитную с проектом строительства "потаенного судна", "которым в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли". Крестьянина принял сам император и приказал Адмиралтейств-коллегии выделить мастеру специальную площадку, чтобы "таясь от чужого глазу" строить судно, к чему и приступил Ефим Никонов в 1720 году на Галерном дворе. Известно, что во время испытания первой модели "потаенного судна" оно едва не затонуло, однако же Петр настоял на продолжении работ. В 1724 году завершилась постройка "потаенного огненного судна большого корпуса". Оно вооружалось специальными огнеметными средствами. Также в качестве оружия мог быть использован таранный механизм, для чего к носу лодки прикреплялся гарпун. Свои "опыты" Никонов завершить не успел. Петр I осенью того же года заболел и вскоре умер, а изобретение мастера-самоучки сгнило в сарае, так как морские чиновники считали затею с подводными кораблями малоперспективной.
Несколько проектов подводных лодок появилось в конце 18 века, но попыток воплотить их в жизнь предпринято не было. Но предложения строить суда в металле, так как эти материалы "по своей протяжности, крепости и упругости весьма способны к постройке судов и к тому же в России они в изобилии находятся", уже тогда невостребованными ходили в коридорах министерсва по морским делам.
И только в 1834 году состоялись удачные испытания подводной лодки по проекту военного инженера Карла Шильдера. На ней впервые был применен примитивный тип перископа, а также, помимо пороховой мины на носовом гарпуне, ракетное вооружение. Однако принято считать, что этот проект, как и многие предыдущие, был неудачным, поэтому о нем сохранилось так мало исторических упоминаний. Но лодка Шильдера стала вехой в судостроении и в истории подводного флота, дав большой опыт будущим конструкторам и энтузиастам-подводникам. Тем более что из восьми членов экипажа на этой подлодке был и временный командир мичман Н. Р. Жмеле, которого принято считать первым настоящим офицером-подводником в русском флоте. Позднее Крымская война побудила изобретателей к массовым изысканиям в этой области, которые так и остались на бумаге. Всерьез о подводном флоте начали думать лишь на рубеже 19 и 20 веков.
От "Дельфинов" к "Звериным дивизиям"
В конце 1900 года Морским ведомством была создана комиссия по проектированию судов подводного хода. Через полгода она представила первый проект миноносца №113, который получил название "Дельфин". Самостоятельного класса подлодок (ПЛ) тогда еще не было.
Близилась война с Японией, поэтому командование царского флота решило создать в акватории Порт-Артура подводные силы. Надо сказать, что подлодки, направленные на помощь гарнизону крепости, были настолько разношерстными, что вряд ли могли представлять собой серьезную военную силу. Однако их роль заключалась в моральном давлении на моряков противника, что подлодки с успехом и делали.
Начиная с 1903 года, в Порт-Артур прибыли подводная лодка Джевецкого с педальным приводом, которой к тому времени исполнилось более двадцати лет, и ПЛ "Петр Кошка" проекта Е.В. Колбасьева с электродвигателем, которая была в то время экспериментальной. Один из офицеров крепости построил подлодку по своему проекту. Всего, вместе с лодкой французского конструктора Губе, Порт-Артур защищали четыре ПЛ. К концу 1904 года из прибывших дополнительно семи подводных лодок был сформирован отряд миноносцев в составе Владивостокского отряда крейсеров. Торпеды он получил только в марте следующего года. Но и до, и после этого подводные лодки оказывали серьезное моральное воздействие на японский флот и, по мнению историков, спасли Владивосток от вторжения десантов Японии. В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3-4 ранга, перестав именоваться миноносцами.
К началу Первой мировой войны в составе российского военно-морского флота числилось уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 - строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане. В 1917 году в строй флота вошли 73 подводные лодки, 23 из которых были куплены за границей. За время войны на морских театрах боевых действий погибли семь ПЛ Российской империи.
После Гражданской войны флотским начальникам пришлось восстанавливать подводные силы Рабоче-Крестьянского Красного Флота из сохранившихся дореволюционных образцов и закладывая новые ПЛ. Первая советская подводная лодка серии "Декабрист" вошла в строй в 1930 году. К концу десятилетия строились серии "Декабрист", "Катюша" ("Крейсерская"), "Ленинец", "Щука", "Малютка", "Средняя", которые и составили костяк подлодок ВМФ во время Великой Отечественной войны.
К началу боевых действий на всех флотах Советского Союза находились 212 подлодок. Ими было потоплено более 400 боевых кораблей и транспортных судов противника общим тоннажем более одно миллиона тонн. 56 подводных лодок было построено за время войны, в основном из серии "М". Погибли в боях 98 ПЛ.
К 1958 году в СССР со стапелей судоверфей сошли 260 подлодок. В тот же год была построена и первая атомная подводная лодка АПЛ К-3 ("Ленинский комсомол"). Через три года ВМФ насчитывал уже девять атомных лодок с ракетным и торпедным вооружением. Всего же в стране до 1991 года было произведено 227 АПЛ различных классов.
Сейчас в составе подводного флота Российской Федерации насчитывается 12 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Это АПЛ проекта 667 типа "Дельта-3" и "Дельта-4". Каждая из них укомплектована 16-20 баллистическими ракетами. Они входят в морскую триаду сил ядерного сдерживания России и несут треть от всего числа межконтинентальных ракет - 192 (672 ядерные боеголовки). Также ВМФ располагает 35 многоцелевыми ракетно-торпедными АПЛ проектов 949 типа "Гранит" и 971 типа "Акула". В их задачи входит как сопровождение стратегических субмарин, так и нанесение ударов по морским и береговым целям. Замыкает этот ряд - тип дизель-электрических ПЛ, которых всего пока 25 штук.
Главнокомандующий ВМФ Владимир Масорин на днях заявил о решении сохранить в составе подводных сил флота все три типа подлодок: стратегические АПЛ с баллистическими ракетами, многоцелевые подводные лодки с крылатыми ракетами и ударные дизель-электрические субмарины.
По мнению специалистов, российские подводные лодки третьего поколения (проект 971 типа "Акула") уже сегодня практически не различимы для поисковых средств западных кораблей. А после модернизации они смогут выполнять задачи на еще более качественном уровне. Тем более уже в скором времени, как ожидается, должны появиться АПЛ проекта 955, которых относят к четвертому поколению атомных подлодок. В Северодвинске уже сейчас строятся два корабля проекта "Борей" - "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский". 19 марта там же была заложена стратегическая атомная подводная лодка аналогичного класса - "Владимир Мономах". По разным данным, таких субмарин к 2010 году в составе ВМФ будет от четырех до шести штук. Они вооружаются самой современной стратегической ядерной ракетой "Булава" (морского базирования), которая может нести 10 ядерных боеголовок. В 2006 году в строй должна войти головная дизель-электрическая подлодка "Санкт-Петербург" (проекта 677 "Лада"). Весной, когда откроется Финский залив, ПЛ выйдет на завершающий этап испытаний.
Традиция называть подлодки именами национальных героев, очевидно, вытеснит прежнюю, по которой наименования подводным крейсерам выбирались в соответствии с повадками тех или иных животных. Так в составе российского флота (Северный и Тихоокеанский) появились две дивизии АПЛ, прозванные "стаями" за "звериные" названия: "Барс", "Волк", "Гепард", "Пантера", "Леопард", "Тигр", "Вепрь" и другие.
На праздничной встрече с подводниками президент России Владимир Путин заметил, что сегодня "подводный флот - это не только боевая мощь страны, гарантия обеспечения безопасности и национальных интересов", но и "крепкие духом, несгибаемые люди". Действительно, за относительно небольшое время существования современной России Золотую Звезду Героя получили 10 подводников. Героев СССР было 74 человека.
Несмотря на то, что противостояние двух сверхдержав формально завершилось, да и Россия на современном этапе не в состоянии отправить на боевой дежурство в океан весь свой "парк" атомных подводных крейсеров, соперничество флотов разных стран по-прежнему продолжается. В не самые благоприятные для нашего государства годы подводные лодки выходили в рейды и незамеченными огибали оконечности побережья США, несмотря на жесткое противодействие многочисленных американских систем слежения и обнаружения ПЛ, расставленных на дне мирового океана в зонах их появления. О таких случаях, происходивших в 1996, 1999 годах известно, хотя многие "мирные" подвиги подводников пока еще засекречены.
Традиционным в таких случаях пожеланием для подводников, которые все же продолжают, несмотря на трудности, оставаться в строю и нести свою нелегкую и ответственную службу, являются слова: чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий.
Руслан Кадрматов