Су-30 над Латинской Америкой

Венесуэла и Россия углубляют военно-техническое и экономическое сотрудничество

Визит президента Венесуэлы Уго Чавеса в Россию ожидался давно. Ожидаемым стал и его фон - Россия и Венесуэла углубляют сотрудничество в различных сферах и, прежде всего, в военной: Венесуэла закупит российской военной техники на сумму миллиард долларов.

Приобретение 30 истребителей Су-30 и аналогичного числа вертолетов, вслед за покупкой крупной партии автоматов Калашникова и имевшими место ранее поставками вертолетов означает, что Венесуэла намерена продолжать курс на сотрудничество с Россией в военно-технической сфере, постепенно заменяя имеющееся у нее американское вооружение на российские образцы.

О закупке Су-30 речь шла уже давно, с того момента, как у Венесуэлы возникли трудности с приобретением запчастей для стареющего парка истребителей F-16. Замена F-16 на Су-30 должна вывести ВВС Венесуэлы на принципиально иной уровень. Су-30, помимо того, что создан на пятнадцать лет позже, принадлежит к принципиально иному классу. F-16A, имеющиеся у Венесуэлы, это легкие истребители завоевания превосходства в воздухе, имеющие достаточно слабое радиолокационное оборудование и ракетное вооружение, а также небольшую дальность полета. Двухместные многоцелевые истребители Су-30 имеют значительно более мощный радар, разнообразное вооружение и могут гораздо дольше держаться в воздухе.

Су-30 дают Венесуэле возможность бороться не только против воздушных, но и против наземных/надводных целей благодаря широкому арсеналу управляемых боеприпасов - от корректируемых авиабомб до противокорабельных ракет.

Закупка Венесуэлой российских боевых вертолетов Ми-35 (экспортная версия Ми-24) и транспортно-боевых Ми-17 обеспечит вооруженным силам страны большие возможности по огневой поддержке войск и переброске десантно-штурмовых подразделений, как в борьбе против незаконных вооруженных формирований так и в войне с противником, обладающим регулярной армией. По некоторым сведениям, в Венесуэле планируется наладить ремонт и частичное производство запасных частей для вертолетов Ми-17 и Ми-35.

Закупка Венесуэлой авиатехники и стрелкового оружия - это не разовая сделка. Поставки подобных партий вооружения предполагают установление длительных и прочных экономических связей страны-поставщика и страны-покупателя. Срок службы современных истребителей и вертолетов составляет 25-30 лет, и в течение этого времени Россию и Венесуэлу будут объединять деловые отношения, связанные с технической поддержкой поставленных Венесуэле летательных аппаратов. Доход за это время может составить сумму, не меньшую, чем миллиард долларов, уплаченный за технику изначально.

Также следует полагать, что данная сделка не является последним договором о поставке российского вооружения в Венесуэлу. Необходимость обеспечения совместимости используемых в вооруженных силах систем заставит Венесуэлу приобретать российские радиолокационные станции, оборудование диспетчерских пунктов, средства связи и обеспечения полетов. Спустя некоторое время следует ожидать закупок Венесуэлой российской бронетехники - так как состоящие на вооружении армии американские боевые бронированные машины также потребуют замены, а учитывая, что правительство Уго Чавеса останется у власти на длительный срок, США вряд ли продадут Венесуэле бронетехнику своего производства.

Сотрудничество России и Венесуэлы не ограничится одними поставками оружия. Уже известно, что Уго Чавес намерен заключить с Россией контракт на постройку в Венесуэле завода по производству газовых труб. Возможно, что в этом проекте примут участие и другие страны Латинской Америки.

Подытоживая изложенное, можно сказать, что экономическое проникновение России в Латинскую Америку становится свершившимся фактом. По сравнению с практически полным уходом России из региона в начале-середине 90-х, ситуация изменилась коренным образом. К традиционным партнерам - Кубе и Перу - добавились новые страны. Контакты с Уругваем, Мексикой, а теперь и Венесуэлой дают российским государственным и частным предприятиям возможность освоить новые для себя рынки, причем те, где требуется не российское сырье, а изделия российской промышленности. А вслед за экономическим влиянием приходит и политический вес.

ТТХ истребителей Cу-30К и F-16A

Истребитель Су-30К

  • размах крыла - 14,7 метров
  • длина - 21,94 метра
  • высота - 6,375 метра
  • площадь крыла - 62,4 м2
  • вес пустого самолета - 16,5 тонны
  • максимальный взлетный вес - 34,0 тонн
  • силовая установка - 2 ТРДДФ АЛ-31Ф с тягой номинальной/форсажной 74,53 КН /122,58 КН
  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли - 2200/1400 км/ч
  • крейсерская скорость - 980 км/ч
  • радиус действия с полной нагрузкой - 1600 километров
  • максимальная скороподъемность - свыше 250 метров в секунду
  • практический потолок - 18000 метров
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g
  • экипаж - 2 человека.
  • вооружение - встроенное: 1 30-миллиметровая пушка ГШ-301. Подвесное: до 8 тонн управляемого и неуправляемого вооружения "воздух-воздух" и "воздух-земля" на 10 узлах внешней подвески

    Истребитель F-16A

  • размах крыла - 9,45 метров
  • длина - 15,03 метра
  • высота - 5,09 метра
  • площадь крыла - 27,874 м2
  • вес пустого самолета - 7,4 тонны
  • максимальный взлетный вес - 17,1 тонн
  • силовая установка - 1 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-200 с тягой номинальной/форсажной 65,3 КН /106,0 КН
  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли - 2120/1432 км/ч
  • крейсерская скорость - 930 км/ч
  • радиус действия с полной нагрузкой - 580 километров
  • максимальная скороподъемность - свыше 300 метров в секунду
  • практический потолок - 16500 метров
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g
  • экипаж - 1 человек.
  • вооружение - встроенное: 1 20-миллиметровая пушка "Вулкан" с вращающимся блоком стволов. Подвесное: до 5,4 тонн управляемого и неуправляемого вооружения "воздух-воздух" и "воздух-земля" на 9 узлах внешней подвески.

    Илья Крамник