Хорошими вещами надо хвастаться, их нужно рекламировать, показывать конкурентам. Для этого существуют выставки. Они есть у всех - от автомобилистов до сантехников. Есть выставки и у создателей игр. Одна из них, причем самая крупная - Electronic Entertainment Expo. Впервые за 12 лет существования E3, ее собираются существенно сократить. О том, какой была выставка в самом начале, и какой она станет в 2007 году, пойдет речь в статье.
От кондиционеров до Halo
Прежде чем узнать, во что же превратится Electronic Entertainment Expo после неожиданной реорганизации, нужно разобраться, что же выставка представляла собой 12 лет назад.
Немногие знают, что еще до появления E3 представители игровой индустрии могли похвастаться своими достижениями на выставке Consumer Electronics Show (CES). Но была в этом мероприятии одна существенная проблема - наряду с игровыми приставками и новыми стратегиями и аркадами там рекламировали кондиционеры и автомобильные сигнализации. Это не могло продолжаться долго.
Как это часто бывает, все началось с правительственного расследования. Сенат Соединенных Штатов решил разобраться с насилием в играх. На тот момент молодая игровая индустрия не могла дать достойный отпор правительству, и воротилы виртуальных развлечений справедливо решили, что вся сила в кучности. Так появилась организация Interactive Digital Software Association (IDSA, ныне известная как ESA).
На сегодня членами Entertainment Software Association являются крупнейшие компании-разработчики и издатели компьютерных игр и виртуальных развлечений. Среди них такие гиганты как Activision, Atari, Capcom, Eidos Interactive, id Software, Konami, LucasArts и THQ. Компания занимается вопросами авторского права в сфере видеоигр, противостоит попыткам государства цензурировать игры. Но самым главным достижением ESA стала организация и ежегодное проведение крупнейшей игровой выставки Electronic Entertainment Expo, или просто E3.
Выставка всегда была крупным и громким событием. Самая первая E3 собрала более 50 тысяч человек. Позже количество посетителей ежегодно увеличивалось и в итоге достигло 75 тысяч. Выставка проводилась с размахом - огромные павильоны, техника и актеры, загримированные под героев популярных игр. Ежегодно выставка проводится в Лос-Анджелесе на территории Los Angeles Convention Center, а общая площадь экспозиции составляет больше 50 тысяч квадратных метров. Только дважды, в 1997 и 1998 годах, выставка прошла в Атланте.
За время своего двенадцатилетнего существования на Electronic Entertainment Expo случилось много знаменательных событий. Первые демонстрации многообещающих игр, трейлеры находящихся в разработке проектов, игровые консоли, которым только предстояло появиться на рынке. Многим играм из тех, что произвели огромное впечатление на посетителей выставки и игровых критиков, было суждено задержаться в разработке долгие годы.
Но, так или иначе, E3 всегда была праздником игр, где всякий любитель такого рода развлечений смог бы получить информацию о долгожданном хите. Для прессы теплые майские деньки, когда проходила выставка, становились горячими. E3 в обилии снабжала игровые журналы и сайты информацией, трейлерами, демоверсиями и сплетнями.
Время перемен
Но, как и все в этом мире, E3 должна была рано или поздно измениться. 31 июля 2006 года президент ESA Дуглас Лоуэнштейн (Douglas Lowenstein) сообщил журналистам о кардинальных изменениях, которым подвергнется ежегодное мероприятие.
В своем интервью Wall Street Journal Лоуэнштейн заявил, что выставка, название которой будет изменено на E3 Media Festival, будет рассчитана на 5 тысяч гостей, вместо 60 тысяч в прошлом году, и пройдет, как обычно, в Лос-Анджелесе. Также он отметил, что за последние 12 лет игровая индустрия сильно изменилась. В 1995 году такое мероприятие как E3 было необходимо, оно могло бы стать своеобразным "катализатором", благодаря которому игровые достижения стали бы видны. Сейчас это время прошло.
По всему миру проводится множество выставок и конференций, на которых компании могут похвастаться своими успехами. Среди них QuakeCon, Games Convention в Лейпциге или Game Show в Токио. Зачастую из-за масштабности E3 многие компании не могли донести до общественности свою информацию.
В интервью игровому порталу Gamespot Дуглас Лоуэнштейн опроверг слухи, согласно которым подобное "сокращение" E3 стало результатом недовольства разработчиков и издателей. Бытует мнение, что подготовка к выставке требует огромных затрат на оформление экспозиции, оттачивание игровых движков, создание демо-версий и трейлеров. Если бы это было так, то выставку смело можно было бы закрывать еще три года назад.
Лоуэнштейн также заявил, что "меньшая" E3 скорее всего не сильно расстроит небольшие компании разработчиков игр. Президент ESA объяснил это тем, что так или иначе эти компании связаны с издателем. Как результат - они попадут на выставку в качестве "свиты".
Единственное, чего не объяснил Дуглас Лоуэнштейн, это того, как быть ресторанам, отелям и центрам развлечений, которые за три дня проведения E3 получали общий доход на сумму более чем 50 миллионов долларов.
В итоге - рады все, ну или почти все. Крупные компании получат теплые дружеские встречи с прессой, малые компании тоже не останутся внакладе - прошмыгнут на выставку в компании своих покровителей. Пресса тоже должна быть не против - она получит структурированную информацию в сжатые сроки. Только геймеры чем-то не довольны.
Антон Агарков