Двум из четырех российских военнослужащих, которые были арестованы в Грузии по обвинению в шпионаже, назначен срок предварительного заключения. По решению тбилисского городского суда, они проведут два месяца в тюрьме, пока будет идти следствие. Между тем власти России и Грузии продолжают демонстрировать друг другу, что не намерены отступать.
Россия уже вывезла из Тбилиси членов российского посольства вместе с семьями, российские политики и чиновники пообещали ввести против Грузии экономические санкции, а также приостановить вывод военных баз РФ из Батуми и Ахалкалаки. Слово "война", которое накануне произнес спикер Совета Федерации Сергей Миронов, повторил министр обороны РФ Сергей Иванов. Первый высказался в том смысле, что, мол, действия грузинских властей могут привести к войне. Второй возложил ответственность за возможный вооруженный конфликт на Тбилиси, при этом подчеркнув, что Россия как раз всячески противодействует подобным "силовым методам решения конфликтов".
Грузинские власти утверждают обратное. Министр внутренних дел республики Вано Мерабишвили заявляет, что Россия начала стягивать войска к грузинской границе. "Я напоминаю своим российским коллегам, что подобное бряцание оружием не подобает демократическому государству, такие действия неприемлемы для нас и для меня лично", - сказал Мерабишвили.
Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что вообще не понимает, почему обычная, по его мнению, правовая процедура по задержанию шпионов, вызвала "истерическую реакцию" со стороны России. По его словам, Грузия действует в рамках собственного законодательства и международного права. Президент также воспользовался случаем, чтобы похвалить силовиков за профессионализм: "все должны запомнить, что у нас есть эффективный государственный аппарат, это крепкие парни, и со стороны общества они заслуживают благодарность и уважение", - сказал Саакашвили.
Однако российские власти почему-то не следуют призывам Саакашвили "сохранять спокойствие", равно как и не разделяют радости грузинского президента по поводу профессионализма грузинских контрразведчиков. В Москве заявляют, что офицеры, обвиненные в шпионаже, прибыли в Грузию всего три месяца назад: за этот срок, как утверждают российские комментаторы, они бы не смогли создать "шпионскую сеть", которую якобы раскрыло грузинское МВД.
Видеокадрам и записям телефонных разговоров, которые были переданы журналистам и которые, по мнению грузинского МВД, полностью подтверждают версию о шпионаже, российские чиновники не верят. Посол России в Грузии Вячеслав Коваленко назвал видеоматериалы с участием российских военнослужащих "очень странными". "Я, честно говоря, ничего в них не понял", - признался посол. Впрочем, несмотря на это обстоятельство, Коваленко выразил твердое убеждение, что "никаких улик или фактов, свидетельствующих против российских офицеров, на пленках нет".
Российские спецслужбы, как это принято в подобных ситуациях, не комментируют сведения о том, что задержанные россияне были сотрудниками Главного разведуправления РФ. Российские политики и СМИ, со своей стороны, уверяют, что в Грузию, "о которой все и так известно", просто незачем посылать шпионов. На этом фоне выделяется мнение "бывшего сотрудника спецслужб", которое приводит "Московский комсомолец". Как утверждает анонимный источник, "нет никаких сомнений, что в Грузии захвачены сотрудники ГРУ Генштаба". В то же время он отмечает, что речь в данном случае идет не о "команде диверсантов", а об "обычном региональном подразделении, которое занимается сбором информации, как правило - открытой".
В подобном духе высказался и бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, которого цитирует "Время новостей". Экс-президент полагает, что речь идет об "обычной агентуре". "На грузинской территории стояли и пока стоят российские военные базы, раз стоят - будут и агенты", - рассуждает Шеварднадзе. Правда, сам он, по его собственным словам, "ни одного живого агента не видел".
Между тем российское руководство, похоже, уже не столь уверено в том, что обещанные "экономические санкции" против Грузии окажутся эффективными. Глава СФ Сергей Миронов назвал идею с вводом санкций преждевременной. "Сначала все-таки нужно попытаться разрешить конфликт на политическом уровне", - сказал спикер. Ранее грузинские политики заявляли, что все возможные экономические санкции (такие, как отказ от импорта грузинского вина и минеральной воды) Москва против Тбилиси уже применила. Как выразился российский журналист Матвей Ганапольский, "все шаги, кроме ковровых бомбардировок, Россией уже использованы".
В подобной ситуации каждая из конфликтующих сторон пытается привлечь на свою сторону мировое сообщество. Россия уже добилась того, что Совет безопасности ООН проведет "срочные консультации по вопросу о грузино-абхазском конфликте". Экстренное заседание было назначено на 28 сентября, а затем перенесено на вечер 29 сентября: членам Совбеза понадобилась дополнительная информация об обстановке в Грузии. Об этом журналистам рассказал посол России в ООН Виталий Чуркин.
Грузинский президент тоже не сидит сложа руки. 29 сентября, как сообщает телеканал Rustavi 2, он провел телефонные переговоры с председателем ОБСЕ Карелом де Гюхтом и госсекретарем США Кондолиззой Райс. Одной из тем, которые были затронуты в ходе беседы, стал и шпионский скандал в Грузии. "Михаил Саакашвили выразил желание продолжить консультации на высшем уровне в связи с политикой, проводимой Россией в отношении Грузии", - сообщает телеканал.
Для Грузии развитие шпионского скандала на международном уровне может оказаться крайне нежелательным. Прежде всего, в ходе текущей сессии Генассамблеи ООН будут рассмотрены региональные конфликты на пространстве бывшего СССР. Эту идею активно отстаивало грузинское руководство, и этому не менее активно противилась Россия. Официальный Тбилиси хочет добиться поддержки мирового сообщества для своей идеи, согласно которой российские миротворцы должны покинуть Абхазию и Южную Осетию, а вместо них в непризнанные республики должен быть направлен международный контингент.
Грузии и ее союзникам из блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) удалось в достаточной степени обосновать свою точку зрения, чтобы вопрос о так называемых "замороженных конфликтах" был включен в повестку нынешней сессии Генассамблеи ООН. Теперь же грузинским властям придется доказывать ООН, что, арестовывая российских военнослужащих, они действовали в рамках закона. В противном случае российское руководство может использовать скандал и перехватить инициативу в вопросе о миротворцах, представив именно Грузию той силой, которая мешает мирному урегулированию конфликтов. Провал идеи о замене миротворцев фактически будет означать продолжение конфронтации Грузии и России в Абхазии и Южной Осетии. А это, в свою очередь, может негативно сказаться на вступлении Грузии в НАТО: в Североатлантический альянс, как известно, не принимаются страны, на территории которых существуют нерешенные конфликты.