Теперь его не казнят. Во всяком случае, не за это. Первый полнометражный опыт казахского тележурналиста Бората Сагдиева, известного немногим посвященным под именем Саши Барона Коэна, оказался куда успешнее, чем предполагало руководство кинокомпании FOX, правительство Казахстана, да и, наверняка, сам Борат. 26,4 миллиона долларов за первый уик-энд в американском прокате и более 17 в международном - серьезный аргумент для всех, кто стремился положить конец земной жизни Бората.
Проводить серьезный анализ причин успеха фильма "Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана" совершенно бессмысленно. Любая попытка глубокомысленного рассуждения на тему уникальности как экранного, так и повседневного его образа, бесперспективна. Хотя бы по той простой причине, что вся его привлекательность и весь юмор находится куда ниже уровня, доступного традиционной критике.
Ну, скажите, каким образом можно серьезно обсуждать персонаж, который утверждает, что его папой был житель Кузека Болток по прозвищу Насильник, являющийся также его дедушкой по материнской линии? Или заявляет, что его младший брат Било настолько ненормален и помешан на порнографии, что его приходится содержать в клетке, а любимая сестра занимает четвертое место в рейтинге лучших проституток Казахстана? А все эти смертоносные катапульты, которые угрожают суверенному Узбекистану, и отряды ловцов цыган, в которых он служил?
Борат - это просто реальность, данная нам в ощущениях. Реальность абсолютно виртуальная, которая сумела сделать то, что в свое время не удалось другому экранизированному интернет-явлению - "Змеиному рейсу". Именно во всемирной сети Борат вырос из малоизвестного завсегдатая телевизионных шоу в культурный феномен, чье влияние оказалось столь сильно, что правительство Казахстана даже пыталось бороться с ним на государственном уровне. К счастью, на "родине" Бората Сагдиева быстро осознали всю смехотворность такого противостояния и попыталось вывести "антиборатскую" кампанию на должный уровень, то есть на тот, что ниже пояса, возложив эту почетную миссию на казахского шоумена Жантемира Баймухамедова или просто Жантика.
Оный Жантик, объявив себя родным братом Бората и прихватив с собой "мать" журналиста, даже отправился на лондонскую премьеру "Изучения американской культуры". Но встретиться со своим единоутробным Жантику не удалось. Быть может потому, что чопорных англичан смутили привезенные им гениталии, которые, якобы, были отрезаны в детстве у Бората, быть может, они испугались, что приехал именно вырвавшийся из клетки Било, а быть может, претензии Жантика показались им просто слишком натужными по сравнению с туповатой простотой и легкостью его старшего братца.
Борат действительно смешон. Смешон не потому, что умело маневрирует на поле, куда в светлом казахском прошлом не допускались дети до 16. И вовсе не потому, что делает объектом своих насмешек совершенно неизвестный для американцев и большинства европейцев мир, где, действительно, может происходить все что угодно - от съемок эротической версии "Телепузиков", до национальных соревнований по отстрелу собак. Он смешон, потому что умеет в присущей ему манере доказать старую истину про умное выражение лица, с которым совершаются самые идиотские поступки. И в этом смысле американские политики, деятели шоу-бизнеса и просто рядовые граждане оказываются ничуть не лучше своих среднеазиатских коллег.
Ему нельзя отказать и в смелости. В самом деле, попробуйте где-нибудь в Техасе выйти перед родео на арену громадного стадиона, забитого до отказа патриотичными до посинения рейнджерами, и спеть американский гимн, заканчивающийся словами "Америка - страна геев". И при этом пожелать президенту страны выпить кровь всех иракских женщин и детей. А Борат смог, и этот не инсценированный эпизод, едва не закончившиеся стрельбой, является одним из главных украшений его фильма.
Как это ни странно, но даже оплатившая путешествие Бората кинокомпания 20th Century Fox поставила себя в дурацкое положение, втрое сократив за несколько дней до выхода фильма количество премьерных копий. Принимая такое решение, менеджмент ориентировался на традиционные опросы общественного мнения, проводимые, как правило, среди тех, кто черпает информацию из телеэфира и наглядных пособий в виде рекламных плакатов на улицах. А среди этого контингента лишь около 30 процентов слышали про Бората в противовес 80 процентам, которые знали про выходящего в эти же дни третьего "Санта Клауса".
В итоге, глупость менеджмента, не сумевшего учесть популярность Бората в сетевых СМИ, проявилась не менее отчетливо, чем недостаток воображения у иных персонажей его фильма. Восемьсот с небольшим копий "Культурного изучения Америки" не только легко обошли по сборам две тысячи с лишним копий "Санта Клауса", но и сумели побить установленный фильмом "Фаренгейт 9/11" рекорд по сборами для картин, вышедших менее чем на тысяче экранов. Мало этого. По сборам с одной копии, которые превысили 31,5 тысяч долларов, фильм Бората уступил лишь "Пиратам Карибского моря" и "Человеку-пауку", опередив даже "Звездные войны. Месть ситхов"
На этом фоне попытки иных государств, к которым, как утверждает Variety, относится и Россия, запретить прокат этого вздорного, полного чудовищных инсинуаций, балансирующего на грани фола, но чрезвычайно смешного фильма, заслуживают лишь сожаления. Ведь умение посмеяться не только над НИМИ, но и на СОБОЙ, всегда отличает психически здорового человека от его измученного высокоморальными и прочими соображениями антипода. А уж умения смеяться над собой господину Борату не занимать. Чего стоит лишь утверждение, что евреи повинны в гибели динозавров и возникновении урагана "Катрина". И это при том, что реальный "отец" Бората Саша Барон Коэн еврей по национальности.
Но власти стран, по привычке настроенных "тащить и не пущать", совершают ту же ошибку, что и руководство 20th Century Fox. Борат - это абсолютно виртуальный феномен, а значит, граждане, которые уже успели оценить недюжинную силу казахского журналиста в сети, обязательно посмотрят это фильм или в пиратских копиях, или нарушив все мыслимые авторские права в интернете. И с нетерпением будут ждать экранного воплощения другого образа Коэна - гомосексуалиста Бруно, являющегося "голосом молодежного австрийского телевидения". И надеяться, что кинокомпания Universal Pictures, уже заплатившая за права на этот пока несуществующий фильм 42 миллиона долларов, окажется куда прозорливее конкурентов их Fox.
Краткая биографическая справка
Борат Сагдиев родился в 1972 году в Кузеке Казахской ССР в семье Асимбалы Сагдиевой и Болтока Насильника. С самого раннего детства взаимоотношения с матерью у Бората не сложились, и по его собственным словам, она многократно заявляла ему, что была бы счастлива, "если бы ее изнасиловал кто-то другой, а не его отец". У Бората есть сестра Наталья, известная в стране жрица любви, и брат Било, отличительной особенностью которого является "очень маленькая голова и очень сильные руки". Борат был несколько раз женат. Его первая и самая любимая супруга Мариам Птулякбай трагически погибла от рук охотника, принявшего ее за медведя. У Бората трое детей подросткового возраста и 17 внуков. Его любимым домашним животным был кабан по имени Игорь, которого его семья ела несколько месяцев, включая глаза и копыта. По признанию Бората, его послужной список крайне обширен - от оператора морозильной установки до сборщика спермы домашних животных. В юности ему также приходилось работать ловцом цыган и в этой профессии он преуспел, добившись постоянными упражнениями способности метко поражать цыган камнем с расстояния в 15 метров. С представителями этого кочевого народа у Бората были и личные счеты, поскольку много лет назад одна из его жен была похищена ими, и ей, по словам журналиста, пришлось "трогать лошадь самым неподобающим образом". Среди увлечений Бората пинг-понг, танцы в стиле диско и фотографирование женщин, справляющих естественные потребности организма. (По материалам Wikipedia).
Андрей Воронцов