Первая в России авиакатастрофа самолета Challenger-850 случилась 13 февраля в столичном аэропорту "Внуково". Инцидент произошел около 16:30 по московскому времени. Лайнер производства канадской компании Bombardier, относящийся к классу бизнес-авиации, должен был вылететь в Берлин на плановое техобслуживание. Однако при взлете по непонятным причинам он завалился на правое крыло и перевернулся.
Поскольку самолет был заправлен керосином под завязку, возникла угроза взрыва, однако сразу же подоспевшие пожарные и спасатели ликвидировали возгорание и вытащили из кабины двух пилотов и бортинженера. Больше никого на борту не было.
Пострадавшие с различными травмами были доставлены в больницы. По словам спасателей, один из членов экипажа даже сам дошел до кареты "скорой помощи", а двух других пришлось нести на носилках. По первоначальным сведениям, летчики отделались легкими травмами. Однако 14 февраля стало известно, что двое из них находятся в коме и их состояние оценивается как крайне тяжелое.
Экипаж самолета был интернациональным. Командир лайнера Ашин Гасвами является гражданином США, а второй пилот Константин Санников и бортинженер Вячеслав Лазаревич - россияне. По одним данным, больше всех пострадали Гасвами и Лазаревич, а Санников уже в состоянии давать показания следователям транспортной прокуратуры. Однако имеются и сведения, что Санников был в тяжелом состоянии доставлен в реанимацию, где ему была сделана операция.
Двое членов экипажа находятся в городской клинической больнице номер 67, а еще один пострадавший отправлен в НИИ имени Склифосовского. Предположительно, особую опасность для жизни представляют черепно-мозговые травмы, которые летчики могли получить в катастрофе.
Поступающая информация об аварии во "Внуково" с самого начала содержала в себе множество противоречий. Например, в первых сообщениях о происшедшем говорилось о том, что при взлете упал аэробус А-310, следовавший в Берлин без пассажиров. Когда выяснилось, что речь идет о самолете бизнес-класса, никак не удавалось установить число находившихся на его борту людей. Вплоть до позднего вечера одни источники говорили о трех, а другие - о четырех членах экипажа.
Столь же неясной долгое время оставалась ситуация с владельцами самолета. В их числе назывались швейцарская, российская и две американские компании. В итоге выяснилось, что швейцарская фирма Tag Aviation продала самолет несколько месяцев назад компании Nabban Investment, зарегистрированной на Американских Виргинских островах, а та, в свою очередь, сдала его в аренду российской фирме Fort Aero. По-видимому, данные о швейцарской принадлежности самолета еще сохранились в ряде справочников, что и стало причиной путаницы.
Обстоятельства аварии также остаются туманными. Точно известно, что метеоусловия во время взлета "Челленджера" были хоть и неблагоприятными, но не критическими. Ветер дул со скоростью всего 4 метра в секунду, видимость на взлетно-посадочной полосе составляла 750 метров, а нижний край облачности находился на высоте 100 метров от поверхности земли.
Несмотря на обильный снегопад, ВПП постоянно расчищалась, и высота снега не превышала на ней одного сантиметра. Коэффициент сцепления на влажном покрытии равнялся 0,37, что, по оценкам экспертов, не должно было составить особых трудностей для опытного пилота.
Тем не менее, именно из-за плохой видимости подробности аварии никому не удалось разглядеть, хотя она и произошла фактически на территории аэропорта. По данным МЧС, при взлете у самолета загорелся двигатель. Из-за этого лайнер потерял устойчивость, выкатился за пределы ВПП, перевернулся и разрушился. По другой версии, "Челленджер" успел подняться в воздух на пару метров, после чего завалился вбок, сломал крыло и, перевернувшись, загорелся.
В качестве основных причин аварии называются или техническая неисправность или ошибка пилота в сложных метеоусловиях. Сразу после получения информации об авиапроисшествии во "Внуково" выехали следователи транспортной прокуратуры. Они возбудили уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности на транспорте".
Для расследования инцидента была создана комиссия, в которую вошли представители Ространснадзора, Международного авиационного комитета (МАК), компании-производителя самолета и США как страны регистрации транспортного средства. Обломки самолета были собраны и перевезены в ангар на территории аэропорта, где они будут храниться до проведения экспертизы.
В компании Fort Aero, арендовавшей самолет, утверждают, что лайнер находился в полностью исправном состоянии. Однако, по сведениям газеты "Известия", у самолета была какая-то неисправность, которую пытались, но не смогли устранить в России. Именно для ремонта самолет и должен был вылететь в Берлин.
Эту версию подтвердил агентству "Интерфакс" и источник в штабе по расследованию причин аварии. По его данным, "Челленджер" с бортовым номером N168CK прилетел из Женевы в Москву еще 4 февраля. Во "Внуково" экипаж самолета обнаружил неисправность механизма управления разворотом передней опоры шасси. Одна из фирм якобы провела техобслуживание самолета, но не смогла полностью устранить поломку.
Стоимость самолета Challenger-850 достигает 30 миллионов долларов. Кроме того, виновной в аварии стороне придется возместить другим авиакомпаниям убытки, вызванные тем, что после катастрофы аэропорт "Внуково" был вынужден закрыться на три часа. Все это время вылет из воздушной гавани не осуществлялся, а прибывающие рейсы направлялись в "Шереметьево" и "Домодедово". Всего из-за аварии пострадали пассажиры более двадцати рейсов.