Скандал, связанный с развертыванием системы ПРО США в Восточной Европе, получил продолжение. 1 марта 2007 года директор агентства по противоракетной обороне США (MDA) генерал Оберинг сообщил о возможности установки радиолокационной станции системы ПРО США на Кавказе.
По иронии судьбы, наиболее близко расположенный к российским границам объект системы ПРО может оказаться наименее опасным для ее обороноспособности. Генерал Оберинг не уточнял точной дислокации нового радара, но, так или иначе, его размещение возможно только на территории Грузии или, с меньшей вероятностью, - на территории Азербайджана.
И в том и в другом случае, по чисто географическим причинам, возможности радара по обнаружению стартов российских ракет будут сильно ограничены - поле зрения РЛС в северном направлении затеняется Кавказским хребтом.
Также следует принимать во внимание то обстоятельство, что все возможные траектории полета ракет из европейской части России в США проходят над северной Европой и Арктикой, в связи с чем выбор Кавказа в качестве пункта наблюдения за российскими ракетами является нецелесообразным.
В результате, наиболее вероятной задачей нового радара становится контроль за возможными запусками ракет с территории Ирана, особенно - из северо-западных районов страны, где, по сведениям из различных источников, сосредоточена основная группировка иранских баллистических ракет.
Генерал Оберинг не уточнил характеристики радара и его точное назначение. По мнению экспертов, РЛС в этом районе может использоваться не только для раннего предупреждения о ракетных пусках с территории Ирана, но и для общего обзора воздушного пространства над Каспийским морем и Ираном.
Вышеизложенные обстоятельства объясняют сдержанную реакцию представителей России на заявление Оберинга. В частности, главком ВВС России Владимир Михайлов заявил, что возможное строительство нового радара является проблемой самих США. В любом случае "кавказский радар" не внесет заметных изменений в баланс сил в регионе и не станет угрозой для России в отличие от комплексов, которые планируется развернуть в Восточной Европе.
Мягкая реакция на "кавказский радар" сильно разнится с той жесткой позицией, которую военное и политическое руководство России заняло по поводу возможного размещения систем ПРО в Чехии и Польше. Разница в реакции объясняется тем, что Восточная Европа гораздо хуже Кавказа подходит для обнаружения запуска ракет на территории Ирана, но предоставляет значительно большие удобства для наблюдения за территорией России.
Вместе с тем, следует учесть, что расположенный на Кавказе радар может использоваться для наблюдения за действиями ВВС России на Черном море, в Армении и на Каспии, а также, теоретически - для контроля за испытательными и учебными стрельбами средств ПВО на полигонах в нижнем Поволжье и Северном Казахстане. Некоторые специалисты отмечают, что теоретически американская РЛС может использоваться для создания помех российской радиолокационной станции системы раннего предупреждения, расположенной в Азербайджане.
Для точного понимания роли новой РЛС в военно-стратегической обстановке на переднеазиатском театре военных действий необходимо дождаться более подробной информации о ее предполагаемых задачах, характеристиках и точном месте установки. В настоящее время эта информация в открытом доступе отсутствует.
Илья Крамник