Приключения "Электрона" закончились. Капитан траулера, экипаж которого в октябре 2005 года сбежал от норвежской береговой охраны, прихватив с собой в Россию двоих иностранных инспекторов, был оправдан судом и отделался лишь не самым большим штрафом. Процесс, длившийся почти год, завершился так, как и предсказывала защита обвиняемого. Да и норвежцы, пожалуй, тоже не сильно расстроились, поскольку с самого начала они не проявляли большого интереса к этому делу.
Погоня за российским рыболовецким траулером "Электрон", которая длилась без малого пять дней, была, пожалуй, самым захватывающим международным событием для россиян осенью 2005 года. Экипаж судна, арестованного береговой охраной Норвегии в районе архипелага Шпицберген в Баренцевом море "за грубое нарушение правил рыболовства в норвежской экономической зоне", отказался ей подчиняться, сбежал из-под ареста и на всех парах направился в сторону Мурманска. На всем протяжении пути в погоне участвовали до четырех кораблей ВМС Норвегии, а также вертолеты с группами захвата. По словам членов экипажа "Электрона", на борт траулера сбрасывались зажигательные бомбы, а для устрашения на него наводились орудия.
Преследование не прекратилось даже тогда, когда моряки вошли в российские территориальные воды. Однако здесь у норвежцев уже не было никаких шансов остановить "Электрон". Ему на помощь пришли другие рыболовецкие суда, находившиеся на промысле в Баренцевом море. Они то маневрировали вокруг траулера, мешая норвежцам приблизиться и остановить гребной винт "Электрона" при помощи специального троса, то вовсе окружали его, не давая береговой охране Норвегии подступиться к траулеру. За то время пока шла погоня, экипаж российского судна и, в частности, его капитан Валерий Яранцев превратились чуть ли не в национальных героев.
На пятые сутки "Электрон" вошел в порт Мурманска. Незадолго до этого двоих норвежских инспекторов пересадили на борт пограничного сторожевого катера "Тверь", который доставил их на фрегат ВМС Норвегии "Тромсе". Российский же траулер, благополучно избежав ареста норвежскими пограничниками, по прибытии в порт приписки сразу же был арестован правоохранительными органами России (однако в тот же день освобожден). Всю ответственность за случившееся взял на себя капитан "Электрона", поэтому уголовное дело было заведено только на него.
Кстати, тогда появлялись сообщения о том, что при разгрузке судна на нем была обнаружена рыба, вес которой превышал указанный в таможенной декларации. Яранцева также подозревали в использовании браконьерских способов ловли рыбы с помощью мелкоячеистых сетей, причем в качестве улики приводили радиопереговоры капитана с судовладельцем, в которых подобные сети упоминались. Однако на "Электроне" их не обнаружили.
В результате Валерия Яранцева обвинили в незаконной добыче рыбы и незаконном лишении свободы человека, не связанном с его похищением. Пока шло разбирательство по этому делу, о "героическом поступке" капитана "Электрона" начали говорить не только в Мурманской области. Например, депутаты заксобрания Карелии призвали прокуратуру отказаться от обвинений в адрес Яранцева, а парламентарии из Оренбургской области направили обращение в Первомайский суд Мурманска с требованием прекратить его преследование "только за то, что он спас траулер от пиратского захвата норвежской береговой охраной и ВМС Норвегии". А Общероссийское движение поддержки флота собиралось даже выдвинуть Валерия Яранцева на звание "Человек года" в номинации "Патриотизм".
Окрыленный такой общественной поддержкой капитан "Электрона" в марте 2007 года принял участие в выборах в Мурманскую областную думу, но не смог набрать необходимого числа голосов. За это время прокуратура Норвегии закрыла уголовное дело, возбужденное против Яранцева, поскольку, как официально сообщалось, аналогичное дело уже рассматривается судом РФ. Российские обвинители настаивали на том, что экипаж траулера нарушил закон, и требовали приговорить его капитана к трем годам условно и штрафу в 300 тысяч рублей, а также лишить его права занимать должность капитана рыбопромыслового судна в течение двух лет. Последнее требование, по признанию самого Валерия Яранцева, было для него самым страшным.
Незадолго до оглашения приговора Союз рыбопромышленников Севера, который организовал общественную защиту Яранцева, представил материалы независимой юридической экспертизы этого дела. В них было указано, что вина капитана не доказана, поэтому его должны полностью восстановить в правах. По мнению защиты Яранцева, насильно на своем борту норвежцев он не удерживал, а браконьером его нельзя признать по той причине, что офицеры ВМФ Норвегии, замерявшие ячейки трала, не имеют о промысловых орудиях лова ни малейшего представления.
Сам капитан "Электрона" утверждал, что его невиновность фактически подтвердили даже представители Норвегии, дававшие показания в суде. "Норвежцы не считали себя пострадавшими, это наше обвинение сделало их такими. Для них было неожиданностью, что они будут выступать в роли потерпевших. В их показаниях нет ни слова о том, что их захватывали или удерживали на судне. Они говорили, что находились на траулере по приказу своего командира", - сказал Валерий Яранцев.
26 апреля 2007 года Первомайский суд Мурманска огласил приговор. Капитан "Электрона" по обвинению в незаконном лишении людей свободы был оправдан. А по второму обвинению - в незаконной добыче рыбы - приговорен к штрафу в сто тысяч рублей. Этот вердикт суда Валерий Яранцев намерен обжаловать. Ранее он утверждал, что также подаст иск в Международный суд в Гааге к правительству Норвегии с требованием возместить ущерб, нанесенный ему и команде. "Я пойду до конца. За себя и за свой экипаж я буду требовать компенсацию, исходя из того, что у нас прервался рейс, были нарушены наши права, нам угрожали применением боевого оружия", - заявлял Яранцев.
Вместе с тем, стоит отметить, что капитан российского траулера "Электрон" все же был признан виновным в незаконном рыболовстве, правда, наказан на минимально возможный штраф. Другими словами, Валерия Яранцева признали браконьером. То есть он просто выловил больше положенного, нарушив тем самым только российские, а не норвежские правила ловли рыбы.
Судя по заявлениям Союза рыбопромышленников Севера, такая позиция суда была вполне ожидаемой - между двумя странами существуют разногласия по поводу размера ячеек трала, через которые пропускается пойманная рыба. "Норвежцы считают, что наши решетки меньше диаметром, чем принято в Норвегии, и что они удерживают ту рыбу, которая не предназначена для промышленности", - отметили коллеги Яранцева.
Владельцы "Электрона" из компании "Корж" завили, что экипаж Валерия Яранцева едва не стал заложником "существующей неразберихи" в вопросах рыболовства между Россией и Норвегией. По их словам, российский траулер пытались арестовать не в норвежской экономической зоне, а в рыбоохранной зоне Шпицбергена, которая не признана российской стороной как территория Норвегии. "Когда правительства двух стран решат все существующие спорные вопросы в рыболовстве, тогда можно будет рыбаков в чем-то обвинять", - отметили владельцы траулера.
Как итог, история с "Электроном" не привела к разрешению этих противоречий. Норвежцы же, упустив траулер Яранцева, продолжали и дальше задерживать рыболовецкие суда под флагами России в водах Баренцева моря, пытаясь заставить их вести промысел по законам Норвегии. Случай с "Электроном" остается пока единственным в своем роде, однако кто знает, не захотят ли экипажи других российских траулеров, впечатленные поступком Валерия Яранцева и судом над ним, так же попытать счастье в погоне с норвежскими пограничниками.
Руслан Кадрматов