Филип Пулман, "Золотой компас" ("Северное сияние")
5 декабря 2007 года в России прошел премьерный показ фильма "Золотой компас", снятый New Line Cinema по первой книге из трилогии "His Dark Materials" ("Темные начала") Филипа Пулмана. Видимо, для того, чтобы компенсировать изрядно упрощенную киноверсию романа (в Великобритании книга вышла под названием "Северное сияние", а в США - как "Золотой компас"), на сидения в зале разложили издания всех трех частей "Темных начал" на русском языке. Общее впечатление от картины можно передать в нескольких словах: красиво, незамысловато, увлекательно.
Сюжет фильма строится вокруг приключений главной героини, 12-летней девочки Лиры Белаквы (Дакота Блю Ричардс), ставшей обладательницей прибора алетиометр (он и есть золотой компас), который показывает "правду" с помощью нескольких стрелок и различных символов. Как загадочно говорят персонажи фильма, Лира должна стать ключевой фигурой в войне добра со злом, которая вот-вот разразится или уже идет. К середине фильма возникает мысль, что американцы создали свою "Гостью из будущего" с Алисой и миелофоном.
Параллельный мир, где живет Лира, напоминает наш, но не совсем. В нем соседствуют дирижабли, ведьмы, говорящие медведи и научные лаборатории. У каждого человека есть "деймон" - внешняя душа. Он меняет свой облик у детей, имеет постоянную форму у взрослых, но в любом случае неразрывно сосуществует с человеком. Есть здесь и орган власти, здание которого почему-то напоминает дворец Совета в "Эквилибриуме" - Магистериум, с работающими на него Жрецами.
Сразу заметим - тем, кто читал книгу, не стоит рассчитывать на философские выкладки, связанные с критикой христианского мировоззрения, за которую книгу Пулмана уже успели раскритиковать и некоторые СМИ, и американские католики. Создатели "Компаса", думается, не решились вступить в конфликт с консерваторами и изящно урезали богоборческую составляющую до борьбы между Магистериумом (вкупе со Жрецами) и цыганами. При этом наводящие на мысли о жестоких "людях в белых халатах" Жрецы (получившие свое название от начальных букв организации Жертвенный Рекрутационный Центр) похищают детей и проводят опыты, пытаясь отделить их от деймонов, а цыгане благородно противостоят Жрецам, пытаясь освободить ребят.
Если сравнивать книгу и фильм, и здесь, и там присутствует пресловутая Пыль, вокруг которой, собственно, вертится вся интрига. Священники в мире Лиры ее боятся и считают Пыль материальным проявлением первородного греха, но в фильме "первородного греха" нет как нет, а Пыль обтекаемо названа "злом", которое "скапливается вокруг детей" по мере того, как они взрослеют. С другой стороны, противоположного утверждения "Пыль не причиняет вреда и даже полезна", в фильме нет, есть только намек на то, что с ее помощью можно попасть в другие миры.
Кстати, фильм по сравнению с книгой делает значительный реверанс в пользу "волшебной" составляющей вселенной. Если в романе, например, "проекционный фонарь" работает на керосине (!) и упоминаются почти не изменившиеся Норвегия и Оксфорд, то в фильме энергия для всего подряд получается из непонятных источников в виде мерцающих сфер, привычных нашему миру названий почти не встретишь (за исключением Лапландии на промелькнувшей карте), а охранники северной лаборатории Больвангар носят шапки, похожие на казацкие папахи, и размахивают саблями.
Самое большое восхищение вызывают, конечно, деймоны в виде всевозможных зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся, а также бронированные белые медведи со скандинавскими именами. Деймон Лиры, Пантелеймон, в образе кота заставляет вспоминать о шрековском сотоварище с жалобными глазами, но это даже забавно. А вот после схватки двух медведей за престол медвежьего королевства Свальбард, вполне заслуженно вызвавшей овацию в зале, а также финальной битвы (которой, впрочем, далеко до массовок во "Властелине Колец") становится ясно, за счет чего "Золотой компас" на сегодняшний день стал самым дорогим проектом New Line Cinema. По разным данным, на него потрачено от 150 до 180 миллионов долларов.
Очень красиво смотрится в роли главной злодейки миссис Колтер (между прочим, блондинки, а не брюнетки, как в книге) Николь Кидман. Джеймс Бонд Дэниел Крейг, играющий лорда Азриэла, в фильме появляется мало, поэтому его поклонники, скорее всего, будут несколько разочарованы. Цыганский король Джон Фаа (Джим Картер) со своими подведенными глазами похож на постаревшего и потолстевшего Джека Воробья. Как-то совсем уж невнятно, но вполне себе таинственно выглядят ведьмы, и среди них Серафина Пеккала, которую сыграла Ева Грин, известная по картинам "Царство Небесное" и "Казино "Рояль"". Естественнее всех выглядит Дакота Блю Ричардс (Лира Белаква).
Подводя итоги, можно уверенно сказать, что у New Line Cinema получился прекрасный детский фильм с напряженным действием, замечательной музыкой Александра Деспла (Alexandre Desplat), политкорректно изображенным конфликтом и весьма серьезно проработанными "волшебными" сценами.
И еще - без сомнения, в ближайшее время поклонение саблезубым белкам и рыжим котам однозначно сменится культом белых медведей. Готовьтесь.